Церковь должна быть готова к будущему
Накануне Рождества Христова митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн провел традиционную встречу с журналистами. Ее прямая трансляция осуществлялась на канале YouTube. Несмотря на то, что владыка довольно часто общается с корреспондентами различных изданий, ведет еженедельную передачу на телеканале «Белгород 24», вопросов, поступивших как от жителей Белгородчины, так и от представителей прессы, было множество. Остановимся лишь на нескольких важных темах.
Юбилейные даты 2018 года
Владыка Иоанн обозначил общецерковные и епархиальные значимые даты наступившего 2018 года. Среди них он отметил 1030-летие Крещения Руси, 1155-летие миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия – создание азбуки для славянских народов, 100-летие убиения царской семьи и расстрела священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, 270-летие со дня хиротонии во епископа Белгородского архимандрита Иоасафа (Горленко). Белгородская митрополия примет участие в праздновании 75-летия Прохоровского сражения и освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.
Зачем освящают опасные участки дорог?
По словам митрополита Иоанна, в настоящее время приходится освящать участки дорог, которые проложены по тем местам, где ранее располагались кладбища. В советское время особенно не церемонились со старинными захоронениями. Могилы часто затапливались водой при строительстве водохранилища, или их просто сравнивали с землей, и тут же возводили жилые дома. Чтобы исправить ситуацию – кощунственное отношение к усопшим – сегодня священнослужители освящают подобные места или дорожное полотно.
Врачи-гинекологи смогут отказываться от проведения аборта по закону
Митрополит Иоанн отметил, что в российском законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятого в 2011 году, существует статья, позволяющая врачу отказаться «от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих» (ст. 70. N 323-ФЗ). Архипастырь предложил актуализировать в обществе эту статью. По мнению владыки, это поможет сократить численность абортов в Белгородской области, особенно если врачи и региональные власти поддержат данную инициативу.
РПЦ живет по юлианскому календарю, а государство по григорианскому. Может ли наша Церковь перейти на новоюлианский стиль, как это сделали многие православные Церкви в Европе?
Владыка напомнил, что григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году, которые сразу же начали притеснять Русскую Церковь и всячески бороться с ней. И тогда Церковь решила не менять календарь. Хотя те священнослужители, кто поддержал обновленческое движение, сразу перешли на григорианский календарь. Поддерживаемые новой властью, они стали праздновать Рождество Христово 25 декабря, но по новому стилю. Все это укладывалось в их концепцию соглашательства с богоборческой властью. С другой стороны, в нашей стране сложились уже определенные семейные традиции празднования Рождества и Нового года, и переход на новый стиль внесет дополнительную смуту в наше достаточно разобщенное общество. Священноначалие Русской Православной Церкви считает этот вопрос сегодня неактуальным. Попробуйте, отнимите у людей праздник – старый Новый год!
О преподавании православной культуры в школе
– У нас наблюдается спад в преподавании православной культуры, – сказал владыка Иоанн. – Почему это происходит? Потому что новый закон об образовании исключил региональный компонент как возможность обучения этому предмету. И большинство школ перешли на внеурочную систему преподавания. Но, по-моему глубокому убеждению, та мирная обстановка, которая сейчас есть в Белгородской области, и тот диалог, который возможен с молодыми людьми – это только благодаря тому, что они получили хороший образ на уроках православной культуры, когда предмет преподавался с 1 по 11 классы. Надо эту систему поддерживать. Мы попросили губернатора разобраться в этом сложном процессе. Нас поддержал Василий Николаевич Потрясаев (председатель Белгородской областной Думы шестого созыва – прим. ред.), так как он возглавляет общественный совет по образованию. В настоящее время создана рабочая группа по мониторингу этой ситуации. И мне кажется, мы на правильном пути. Результаты мониторинга будут получены, и мы увидим картину, которая происходит с предметом.
О развитии православного искусства
Митрополит Иоанн привел несколько примеров становления собственной школы иконописного мастерства в Белгородской митрополии. Ирина Морозова, которая возглавляет иконописную мастерскую при Белгородской и Старооскольской епархии, пишет иконы, которые участвуют в торжествах. Архипастырь отметил возрождение борисовской школы иконописи. Также действует иконописная школа при храме Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северном. Владыка отметил, что иконописное мастерство преподается в нескольких воскресных школах, в том числе в духовно-просветительском центре во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В селе Плоском действует мастерская по созданию иконостасов, а в Старом Осколе – мастерская по пошиву священнических облачений.
По словам митрополита Иоанна, развивается и духовное пение. «Регент архиерейского хора Спасо-Преображенского собора Белгорода, матушка Елена Кравец – прекрасный педагог, – подчеркнул владыка. – Она передает опыт церковного пения, которое акцентируется на слове и на том, как это слово донести посредством красоты голоса».
О сомнительных книгах и сомнительных старцах
Владыка отметил, что книги с грифом «Одобрено издательским советом РПЦ» можно смело читать, другие же, даже якобы написанные старцами, лучше обходить стороной. Он привел пример из собственной жизни: «В начале 1990-х было много изданий, которые неизвестно откуда происходили. Была такая серия – «Помощь в исповеди». Однажды я взял эту брошюру, стал читать и понял, что о многих грехах, которые там описаны, вообще никогда не знал. Но так увлекательно написано, что это не помощь в исповеди, а пособие по греховодству. Я, честно говоря, испугался – впечатлительность тогда была еще высокая – и брошюру сразу выбросил. То же самое и с этими непонятными книгами, которые неизвестно откуда берутся, без всякого благословения священноначалия, и массовыми тиражами распространяются по больницам, учебным заведениям. И даже кто-то утверждает, что через них люди исцеляются. Это настоящее беззаконие. Надо сторониться всяких непонятных изданий и беречь свою душу».
Угрозы для православной веры
По мнению владыки, самая большая угроза для нашей веры – это равнодушие, когда человеку становится безразлично все происходящее. Теплохладность приводит к тому, что он становится легкой добычей диавола. Митрополит Иоанн привел пример с апостолом Павлом, когда он был еще гонителем христиан Савлом. Но он и тогда горел верой. Христос является ему, и это горящее сердце становится сердцем, которое вместило Христа. Савл обрел Христа, потому что в нем горело желание быть с Богом. «Безразличие или окаменелое бесчувствие – это болезнь современного общества, которая требует своего излечения», – подчеркнул архипастырь.
Искусственный интеллект. Что с ним делать?
По словам владыки Иоанна, Церковь должна быть готова к будущему. Искусственный интеллект – это реальность, с которой человечество столкнется в ближайшее время. Уже сегодня из-за популярности современных средств связи уходит живое общение между людьми. «Есть такая анекдотичная ситуация: свадьба прошла тихо и мирно, потому что хорошо работал Wi-Fi, – с горечью пошутил архиерей. – Эта колоссальная разобщенность ведет к тому, что человечество погружается в виртуальную реальность. Неизвестно, чем это закончится». Вторая проблема, которую обозначил митрополит, – это стремительное развитие компьютерных программ, способных к саморазвитию. К примеру, в настоящее время женщина-робот София уже имеет гражданство в Арабских Эмиратах. Русский язык она выучила за два дня. Машины, обладающие искусственным интеллектом, начинают общаться между собой, и ученые бьют тревогу и готовят законопроекты, которые начнут регулировать общение человека с подобными машинами. «Что будет дальше с нами? – задает вопрос архиерей. – Мы должны быть готовы к тому, что мир изменится. Представьте, человек, имея такую Софию, будет общаться с умной машиной и не пойдет к другому человеку. Как не потерять человечность? Вопрос именно в этом. Процесс невозможно остановить. Никакими запретами это не сделаешь. Нам нужно выработать правила, которые бы содержали христианские нормы, дать богословскую оценку этому процессу. Церковь должна сама сформировать повестку дня и показать выход».
Подготовила Светлана Воронцова