Царь Давид: человек, который прославил Бога

Давид и храбрые его. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Продолжая наше путешествие по страницам Священного Писания, мы не можем пройти мимо личности, имя которой уже много столетий вызывает интерес у всего общества. Имя царя Давида много значит не только для христиан, но и для представителей других традиционных религий – иудеев и мусульман. Большое внимание уделяют этой персоне представители научного сообщества. И конечно, оно давно вдохновляет людей искусства, писателей, поэтов, художников и музыкантов на новые творения. Давайте разберемся, почему же так притягательна личность древнего правителя.

На сегодняшний день существует немалое количество источников, из которых мы в полной мере можем узнать как о личности великого псалмопевца, так и о событиях того исторического периода, в который ему довелось жить. Во время подготовки этой статьи и разбора этого невероятного количества материалов о царе Давиде меня посетила одна поразительная мысль, и я хочу, чтобы вы тоже заразились ею.

Помазание Давида на Царство. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Задумайтесь: сегодня, несмотря на огромный пласт информации, которой мы можем воспользоваться в одночасье, что мы, христиане, можем сказать нового о столь неординарной личности в истории библейского народа, как пророк Давид? Апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам писал: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Эти слова непосредственно были связаны с распространением имени Христа в далекие времена, на заре новой эры, когда Господь призвал апостолов на служение. А к чему призван современный христианин? Может ли человек, который считает себя причастным к Церкви, не только дискутировать с окружающими по разным жизненным вопросам, но и внятно изложить то, во что он верит? Сегодня модно среди верующих устраивать диспуты с атеистами, с представителями других религий, апеллируя какими-то общеизвестными отрывками из Священного Писания, сухими строчками из учебников по догматике или «чудесными» чудесами… Но может ли каждый из нас, православных, рассказать другому человеку о своей вере как о самом драгоценном и важном явлении в своей жизни, о личном духовном опыте – так, как это делали апостолы? Могу ли это сделать я? И причем тут царь Давид?

Может, кому-то покажется, что имя пророка – странный повод для разговора, а тем более для диспута между верующими, ищущими и теми, кто отрицает религию. Но по своему опыту священнического служения я знаю, что одни из самых важных разговоров в жизни мирян начинались именно с вопроса, каким образом  читать  Псалтирь  и  как правильно понимать это творение царя Давида. Вот вам и первое упоминание этого имени…

Конечно, авторство Псалтири не принадлежит полностью одному пророку, но именно он положил начало такому виду молитвенного общения. В будущем мы обязательно уделим особое внимание книге Псалтирь и поговорим более подробно о ее значении в христианстве. А сейчас хочу сконцентрировать ваше внимание на личности самого псалмопевца.

Псалмопевец. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Евангелие от Матфея, которое стоит первым в списке евангельских повествований, начинается со слов: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1). Согласитесь, быть причастным к благородному роду как минимум почтительно. А если быть причастным к роду самого Господа? Причастность Давида к родословной Иисуса Христа уже указывает на особенное его положение. А ведь еще при жизни из уст пророка Нафана великий псалмопевец узнал о том, что от него произойдет Мессия (2 Цар. 7). При этом современные христиане не идеализируют его личность, несмотря на его принадлежность ко Господу. Почему?

Тут важно понять, что Давид был в первую очередь человеком из плоти и крови. Конечно, нам сегодня трудно понять мотивы и обстоятельства жизни наших предков. Сегодня мы с трудом вспоминаем, каким был прошлый, двадцатый век, не говоря уже о том, что происходило более трех тысяч лет назад. Но одно нас все-таки «сближает»  с  людьми всех времен – это предрасположенность ко греху.

Меня очень радует, что авторы-современники царя Давида не только не стали скрывать определенные факты из жизни правителя, но и не пытались оправдывать его действия. Его жизнь – яркий пример того, как человек, даже совершив множество преступлений, может не только впоследствии изменить свой внутренний духовный вектор по собственной воле, но и заслужить перед Богом прощение и даже славу во всех ее проявлениях. Мне кажется, что это замечательный способ показать современному человеку, что любовь Бога выше и глубже, чем все совершенные нами ошибки. Это именно тот аргумент, который можно привести в споре с теми, кто не верит и сомневается в любви Божией. И это именно тот опыт, который может убедить нас лично открыть для себя Христа и Библию заново.

Наказание Давида. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Несмотря на то, что мы отложили подробный разговор о книге Псалтирь, я все же не могу не высказать здесь несколько своих размышлений и по этому поводу.

Признание своих ошибок – это лишь начало пути к масштабным изменениям духовного состояния и внешнего естества человека. Давид смог ступить не только на путь покаяния, но и пойти дорогой особенного общения с Богом. Давайте будем честны: если мы признаем царя Давида как родоначальника жанра псалмов (которые сейчас воспринимаются нами не иначе, как уставная молитва), то нам придется осознать, что царь Давид был тем, кто молился своими словами. Сегодня молитвослов нередко является неким камнем преткновения мирян. Многие напрасно считают, что обращаться ко Господу своими словами – табу. Современным священникам приходится часто разъяснять подобные моменты в личных беседах и даже писать по этому поводу книги (протоиерей Алексий Уминский «Книга о молитве»; протоиерей Максим Горожанкин «Как говорить с Богом» и др.). Царь Давид не боялся в силу своего внутреннего состояния дерзновенно обращаться к Богу со словами, которые лежали на его сердце. И порой такая молитва каждому из нас просто необходима, чтобы разбудить в себе свой истинный облик.

Вот таким удивительным образом через призму современности такая масштабная и сложная личность, как царь Давид, становится такой близкой и понятной для нас.

 

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

43 − = 37

АРХИВ ГАЗЕТЫ