«Бог, как и врач, часто причиняет страдания для излечения больного»

Иерей Виктор ТишинУже несколько месяцев со страниц газет и экранов телевизоров не сходят печальные кадры: в разных странах лютуют пожары и наводнения, мир захлестнула волна терактов. Наверно, многие из нас поддались внутреннему чувству тревоги. Даже верующих стали одолевать страхи и сомнения: за что Господь так гневается на людей? Начинаются дискуссии о последних временах и Страшном суде… Что же действительно происходит сегодня в мире? Как сохранить в такой тревожной атмосфере истинно христианское смиренномудрие? Об этом мы побеседовали с преподавателем катехизаторских курсов при храме преподобного Сергия Радонежского иереем Виктором Тишиным.

– Отец Виктор, сегодня приходит много известий о массовой гибели людей – по разным причинам. Как следует относиться к ним православному христианину?

– Часто люди в таких случаях говорят о погибших: их наказал Господь за грехи. Это не совсем верно. В Евангелие от Луки есть отрывок о том, как упала башня Силоамская и подавила людей. Христос объясняет пришедшим на проповедь, что это событие, как и другие печальные факты, вовсе не свидетельствует, что погибшие были грешнее других и погибли из-за своего духовного падения. Господь только увещевает, чтобы мы старались исправляться, чтобы в момент гибели были чисты. При этом Он не позволяет людям глубоко погружаться в рассуждения: кто и в чем виноват, почему такое произошло? Господь пресекает склонность человека к поиску причинно-следственных связей и объясняет, что каждому дано определенное время на покаяние. Только когда человек исчерпывает последнюю возможность для покаяния, Господь забирает его. Святые отцы также говорят о том, что смерть приходит, когда человек добрался до вершины своей духовной жизни. Эта вершина у всех может быть разной, поэтому люди уходят в разное время.
Вот как поясняет этот вопрос Василий Великий: «Всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывает для того, чтобы уцеломудрить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями». То есть это не наказание, а процесс врачевания. Бог, как и врач, часто причиняет при операции страдания для излечения больного. Эта боль является средством спасения человека. Так и физическое зло, действующее в этом мире, служит к спасению человеческих душ.
Смерть – та вещь, над которой человек не властен. Никто не может определить, по какой-то причине кто-то умрет. Но наши логика, аргументы, понимание несовершенны. Здесь можно привести пример Антония Великого. Он испрашивал у Бога, почему же случаются такие великие потрясения, беды, почему умирают дети или страдают невинные люди. Бог дал короткий ответ: «Антоний, внимай себе, и будет с тебя». То есть, несмотря на все наши разумения и домыслы, мы не имеем права быть категоричными в выводах, да и много об этом рассуждать тоже нам неполезно. Это воля Божья. Додумывать за Бога Его цели и мотивы ненормально.

– Давайте проанализируем в свете вышесказанного недавнюю катастрофу с российским самолетом в Египте.

– Попробую. Конечно же, это будет лишь предположение. Мусульмане во многих арабских странах обязаны платить определенные налоги на джихад. Сборы идут во всех мечетях. У нас, кстати, этот сбор отменен, а негласные жертвы пресекаются правоохранительными органами. Если ты едешь отдыхать в одну из подобных стран, то в любом случае будешь расплачиваться с местными жителями за услуги. Твои деньги неминуемо – полностью или частично – пойдут на оплату этого сбора. Так или иначе ты профинансируешь мусульман-экстремистов. Конечно, не все мусульмане этот сбор поддерживают, и конечно, и вы не прямыми путями финансируете террористов. Но путь денег от туриста к радикалам отследить несложно. А ведь наши люди, стремясь к дешевому и комфортному отдыху, очень часто выбирают мусульманские страны для визита. Поддерживая действия русского правительства по борьбе с терроризмом, мы просто обязаны помнить об этом. Что же делать? Отдыхать в христианских странах, где нет и намека на экстремистские настроения. Люди же ищут экзотики, абсолютно другого мировоззрения… Если кого-то все-таки пугают мусульманские нравы, пытаются выбрать миролюбивые, на первый взгляд, буддистские или индуистские страны. Но на самом деле эти религии очень агрессивны. Это конкретный сатанизм. Довольно часто в новостях мелькают сообщения о том, как индуисты напали на христиан, иногда дело доходит до убийства. Для них это нормально: они тоже не приемлют иноверцев. Поэтому, выбирая между Турцией и Индией, мы по сути ничего и не выбираем – наши деньги уйдут к тем же ненавистникам христиан.

– А что касается стихийных бедствий?

– Зачастую это тоже результат разрушительных действий человека. Библия говорит нам о том, что по воле Божьей природа может обратиться против греха. И сегодня примеров такой ответной реакции достаточно. Например, для жителей Старого Оскола и Губкина один из частых диагнозов – онкология. Часто люди сетуют: я же не совершал тяжких грехов – не крал, не убивал, так за что такое наказание? Но поддерживая вредные производства, местные жители способствуют разрушению природы. Они пользуются благами, которые дает им неуемное потребление природных ресурсов – нефти, газа, других ископаемых. В то же время так они поощряют разрушение природы. Плата за это сурова.

– Часто известия о катастрофах провоцируют страх и панику: люди боятся летать на самолетах, путешествовать по местам, где произошла катастрофа или кто-то погиб в аварии. Действительно ли нам следует так усердно заботиться о безопасности?

– Мы в такой ситуации должны сделать выбор, чем руководствоваться: полагаться на суеверные страхи или на здравые рассуждения? Например, выбрать в этом году для отдыха Сирию будет действительно неразумно, потому что там идет война. А вот бояться участка дороги, где недавно в аварии погиб человек, или опасаться самолета, на борту которого кто-то умер – это уже ложный страх. Истоки такого суеверного отношения кроются в магическом восприятии окружающего мира и религии. Так, при каких-то бытовых затруднениях священника часто просят подсказать верную молитву или освятить воду – точно так же люди просят колдунов и шаманов им пошептать, сделать заговор. Это заблуждение, даже ересь. Если человек воспринимает все, что связано с несчастными случаями, как нечто несущее негативную энергию, отравленное порчей, то это грех. Такой необоснованный страх может привести к психическому расстройству.

– Очень многие люди проявляют большое сочувствие к погибшим, приносят цветы к месту гибели, оплакивают, поминают в храме, устраивают памятные митинги. Зачастую мы не проявляем такое сочувствие к своим близким и родным. В каких же все-таки рамках следует себя вести, если нам небезразлична печальная участь этих людей?

– Самый адекватный вариант поведения в таких случаях – проявление действительно полезного участия к пострадавшим и их родственникам. Наше сочувствие должно выражаться не столько в эмоциях, сколько в практической помощи – молитве или конкретных действиях. С другой стороны, это неплохо, что люди реагируют таким образом – зажигают свечи на месте трагедии, несут цветы и игрушки. Значит, они неравнодушны, значит, их души могут сострадать. Сегодня это важно: мы слишком разобщены. Нас разделяют политические, религиозные и другие убеждения. Только страдания, переживания нас объединяют. К сожалению, мы разучились выражать свои чувства по-иному. Но надежда есть: таких глубоко сопереживающих людей можно привлекать к активной социальной деятельности, в том числе в Церкви. К сожалению, еще не все понимают, что даже мелкая монета в церковной кружке принесет больше пользы, чем плюшевый мишка на площади, не все готовы войти в храм. Нужно активнее вести просветительскую работу в РПЦ.
При этом мы не должны забывать и о своих родных, отдавая все силы заботам о чужих людях. Прежде всего нашего внимания ждут близкие. Делание добра другу – первая обязанность в семье. Это настоящее служение. Этому учит нас Писание, святые отцы. Но многие, увы, не рассматривают сегодня семейные отношения с такой позиции, не чувствуют в супружестве священного значения. А ведь именно этого ощущения священнодействия и не хватает людям. Его ищут в благотворительности, в акциях милосердия. Есть много примеров, когда такие люди, движимые действительно благими намерениями, буквально обкрадывают своим вниманием родных, ставя семью на второй план.

– Когда происходит массовая гибель людей, правительство объявляет дни траура. Но нас мало заботит информация о том, что ежедневно только в дорожно-транспортных происшествиях гибнут сотни россиян, а в далеких африканских странах от голода умирают тысячи детей и взрослых…

– Наверно, есть у каждого человека определенный предел безопасности психики. Если я буду болезненно переживать каждое происшествие, думать обо всех страждущих на земле, то сойду с ума. Для любого человека естественно расставлять приоритеты. Думаю, очень важно, чтобы мы могли адекватно среагировать на ту беду, которую очевидно представляем. Поэтому вполне нормально, что человек будет больше переживать о том, чтобы прокормить своих детей, а не африканских. Христианство всегда строилось по принципу: выполняй ответственно те обязанности, которые на тебя возложены. Если ты глава семейства, заботься в первую очередь о своих родных – это и есть твое служение. Если у тебя есть в подчинении люди, заботься об их безопасности, обеспечивай им оптимальные условия труда. Конечно, сегодня до нас постоянно доходят известия о трагедиях со всего мира. И единственный способ сохранить свое душевное здоровье и в то же время избежать реальных угроз – это следование своему кругу обязанностей. Если бы каждый в мире выполнял их по совести, многих несчастий удалось бы избежать.

– Часто после катастроф проводится их расследование на государственном, а как в случае с самолетом в Египте – на международном уровне. Это влечет целую волну людского негодования в адрес предполагаемых и реальных виновников трагедии. Многие это считают нормальным, говорят о желании справедливого возмездия. Насколько уместны такие чувства для христианина?

– Если мы обратимся к текстам Ветхого и Нового Завета в поисках ответа на этот вопрос, то увидим некоторое противоречие. В Ветхом Завете люди действовали по принципу «око за око» и считали нормальным предать смерти преступника. В Новом же мы находим слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Однако в обоих случаях так поступать учил Сам Господь. Но мы должны учесть, что Господь обращался к абсолютно разным категориям населения, с разными задачами.
Ветхий Завет – это договор между Богом и обществом, Новый же Завет заключен между Богом и личностью. Поэтому в Ветхом Завете даны принципы жизни государства, а все поступки отдельных израильтян нужно рассматривать как деятельность граждан своей страны. Они как мельчайшие клеточки являются частью единого организма, единой государственной системы. Господь главенствует в этой системе и устанавливает бытовую сторону человеческого общежития. При этом все физические действия человека – от торговли до мытья посуды – в обществе возводятся до высочайшего уровня религиозного служения и регулируются заповедями, их нарушение – грех. Такая строгость требовалась, чтобы сохранить чистоту и святость общества.
В Новом Завете человек раскрывается как часть Тела Христова. Здесь уже речь идет не о внешнем культурном развитии человека, а о внутреннем – духовном. Встает вопрос о святости отдельной личности, рассматриваются аспекты мировосприятия каждого человека как самостоятельной единицы. Те же моменты, которые описываются в Ветхом Завете, остаются в качестве государствообразующих принципов. Право казнить и миловать принадлежит государству или человеку, которого государство наделило такой социальной ролью. Сам Господь учит нас, что воздаяние за преступления быть должно, но только после справедливого беспристрастного разбирательства. Самовольный суд, месть и расправа в обход разумных государственных законов неминуемо навредит духовному состоянию человека. Поэтому, отдаваясь эмоциям и гневному желанию мстить без суда и следствия, например, террористам, человек нарушает заповеди Нового Завета и просто губит себя.
Конечно, ситуации бывают разные. Так, если мы видим вопиющее беззаконие, например, на наших глазах будут бить ребенка, а представителей закона рядом нет, придется применить силу. Это будет препятствование греху. Всегда нужно строго оценивать свои мысли и поступки: насколько они справедливы и объективны.

– Отзвуки еще одной трагедии не стихают по сей день: события на Украине разворачиваются таким образом, что поток беженцев в Россию не прекращается. Если сначала наши граждане проявили большое сочувствие к беженцам – жертвовали деньги, помогали с питанием и жильем, то сегодня уже мало найдется таких благотворителей. Мнение многих россиян о вынужденных переселенцах изменилось в худшую сторону. Каково Ваше мнение по этому поводу?

– Когда человек действительно нуждается в помощи, нельзя ему отказывать. Мы были обязаны протянуть руку помощи тем, кто бежал из-под огня буквально в одной рубашке. Сейчас же, когда боевые действия на Украине ведутся все-таки не так активно, действительно появилось много спекулянтов, которые пытаются выгадать что-то для себя, прикрываясь статусом беженца. И те, кто пересекает российскую границу сегодня, в большинстве – выходцы из мирных регионов и имеют определенные сбережения для устройства в нашей стране. Нужно внимательно разбираться в каждом конкретном случае, чем и как помогать.
С другой стороны, мы уже просто привыкли к украинскому кризису и перестали остро реагировать на него. Это некая защитная реакция нашего общества на постоянный раздражитель. И в какой-то мере это естественно. Тем более многие граждане нашей страны сами сейчас переживают кризис. Забывать об обездоленных не стоит. Если ваши доходы стабильны, и вы можете сделать пожертвование на нужды беженцев – сделайте. Так вы принесете пользу и своей душе. Но, повторюсь, нужно тщательно разбираться: в чем именно нуждается каждый переселенец, и чем можно ему помочь.

– Вспомним об ужасных показательных казнях, которые проводят боевики ИГИЛ. Христиане разных конфессий считают казненных (не отказавшихся от своей веры) настоящими мучениками. Как к ним относится РПЦ? Ведь подобные случаи бывали и во время чеченских кампаний, когда солдаты и мирные граждане принимали смерть за отказ от православной веры?

– Вопрос сложный, дискуссионный. Позиция Русской Православной Церкви такова: мы ведем диалог с инославными христианами, вместе с ними ратуем за традиционные нравственные устои и с глубоким уважением относимся к их мученическому подвигу. Но при этом мы не почитаем их мучеников как святых, как канонизированных и признанных нашей Церковью.
Говоря же о вероучительных принципах, мы разумеем, что спасение может быть только в лоне Православной Церкви. В то же время община, отпавшая от единства Православия, никогда не рассматривается как полностью лишенная Божией благодати. Даже святые отцы не говорят категорично, что представители других конфессий лишены возможности ко спасению. Митрополит Филарет Дроздов пояснял: Православие – безусловно, путь, данный от Бога, но люди по разным причинам решили разделиться, отгородиться друг от друга. Для Бога же эти разграничения не так важны – Он ждет от нас истинной веры и покаяния. Господь пришел спасти всех, а значит, и Ему судить, кто достоин Царства Небесного. Другое дело, что в разных конфессиях в разной степени искажены многие понятия веры. Путь к спасению у их приверженцев может быть очень извилист и долог.
Но нам, православным, расслабляться не стоит – в адской бездне все равны: и нерадивый православный, и недобросовестный католик. Поэтому, услышав новость о том, что люди из сирийской общины протестантов безропотно погибли, не сняв креста даже под дулом автомата, стоит задуматься: способны ли мы так же глубоко верить и искренне любить Господа?

– За последние полгода мы пережили несколько крупных терактов, пожаров, наводнений, землетрясений, техногенных аварий. У обывателя создается очень печальная картина мира. Неужели по воле Божьей природа и цивилизация обратились против человека?

– Раскручивание подобных событий выгодно СМИ: это повышает рейтинг, а значит, приносит прибыль. Почему же нас, зрителей и читателей, уловляют на этом? Человеческая природа так испорчена грехом, что мы буквально зациклены на страстях – это будоражит. Нам неинтересно постоянно слышать о каких-то положительных и созидательных вещах. А вот если что-то плохое попадает в новости, мы готовы к бесконечным пересудам, обвинениям, переживаниям. Нам это ближе, понятнее – это легче, как ни странно, примерить на себя.
Раньше подача новостей была более гармоничной: сообщение о трагедии уравновешивалось вестью о чем-то хорошем. Это, во-первых, правильно с точки зрения педагогики – так формируется нормальный взгляд на мир. Во-вторых, это просто объективно: если закрылся завод в одном городе, то в другом непременно открылась фабрика.
Повторюсь: не стоит так сильно обращать внимание на СМИ. Трагедии случались всегда – и в ветхозаветные времена, и в средние века, и столетие назад. Сейчас мир не сильно изменился. В нем есть как зло, так добро.

– Чего действительно следует опасаться православному христианину?

– Первое, чего должен опасаться человек – отпадения от Бога. Это духовная опасность – первый шаг ко всем остальным бедам. Чего же бояться в материальном мире? Обратимся вновь к истории Ветхого Завета. Становление цивилизации в нем показано как процесс богоборческий. Поводом для ее создания стал грех: человек был в наказание изгнан из рая, и, противясь Богу, он решил жить по своим собственным устоям. Например, первый город построил Каин. Он окружил себя стенами, потому что боялся, что его может убить первый встречный. А когда было организовано первое металлопроизводство, его первым плодом стало орудие смерти, а не созидания. Примеров, когда благо явилось случайным следствием преступного замысла, много и в современной истории. Вывод: нужно избегать зависимости от благ цивилизации.
Это не призыв отречься, подобно монахам, от всего мирского. Но давайте попробуем не ставить материальные блага на место Бога. Я вспоминаю миссионерскую поездку в Тикси (север Якутии – прим. ред.). Жители поселка, где я остановился, были вполне обеспечены благами цивилизации: у них имелись ружья для охоты, дома были обшиты утеплителем, в стенах – пластиковые окна, во дворе – кое-какая техника. Однако если бы вдруг они оказались в тундре без всех этих удобств, то легко бы выжили. Жизнь в таких простых, даже критических условиях у них в крови – это передано им с опытом предков. А вот я бы не выжил. Даже и пары дней не протянул бы. Потому что этот опыт для меня, как и для большинства жителей города, утерян. Нам трудно обойтись без стиральной машинки, утюга, обогревателя. Увы, сегодня детей перестали приучать к таким элементарным вещам, как забить гвоздь, сшить наволочку или развести костер. Малыши знают – все можно купить. Это печально. Дело даже не в выживании физическом, дело в выживании духовном, в неготовности к трудностям. В первую очередь нужно заботиться о своей душе, умягчать свое сердце, а не лелеять бренное тело.

Со священиком Виктором Тишиным
беседовала Юлия Кривоченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

37 − = 27

АРХИВ ГАЗЕТЫ