«Бог – это Любовь, и Он никогда никого не бросает»

Говорят, учиться никогда не поздно. Это касается всех сфер, особенно сферы религии.

– Каждый христианин должен всю свою жизнь взрастать в вере, а значит, постоянно расширять свои знания, – считает председатель отдела по образованию и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко. О том, как осуществляется этот процесс у нас в области, и своем личном опыте передачи веры он рассказал протоиерею Максиму Горожанкину в интервью нашему изданию.

– Отец Георгий, что же сегодня подразумевается под терминами «катехизация» и «религиозное образование»?

– Катехизация – это буквально означает научение основам православной веры. Однако речь идет в первую очередь не о каких-то учебных пособиях, а о передаче религиозного опыта. И делать это даже лучше в личной доверительной беседе. Вот почему нужны огласительные беседы перед таинствами. Важно объяснить человеку прежде всего о Боге и Его Любви, о том, какая эта Любовь. Я сам часто сталкиваюсь с тем, что у многих, кто приходит на просветительские беседы перед Крещением, совершенно неправильное представление об этом. Люди буквально представляют Бога грозным судьей, инквизитором, палачом. Я понимаю, почему так происходит. Вспомним эпизод из Священного Писания, в котором Господь изгонял бесов из бесноватых людей. Бесы кричали: «Ты Сын Божий!» – и это была правда. Но они, бесы, также кричали человеческими устами, что Господь пришел мучить их. Окружающие не видели бесов, поселившихся в душах одержимых, и думали, что Бог пришел мучить простых людей. И это была ложь. И вот эта клевета бесовская, что Бог – это источник мучений, широко распространилась и продолжает распространяться до сих пор.  И я считаю, что главная задача катехизации – это не просто научить основам веры, а показать каждому конкретному человеку, что Бог – это Любовь, и Он никогда никого не бросает. Люди ведь нередко говорят: «Бог меня оставил». Но это неправда, ложь, я бы даже назвал это богохульством. Это мы оставляем Его.  Даже если человек, как говорят, влип в грязную историю, слово Божие может проникнуть в его сердце. Потому что этот человек хочет быть любимым. Многие проблемы возникают в жизни из-за того, что люди думают, что они нелюбимы и недостойны любви, а уж любовь Бога нужно заслужить особым образом… Кстати, думаю, что на этом же базируется то состояние, которое называют маловерием: люди никак не могут поверить, что Бог их любит – без всяких условий.

Что касается религиозного образования. Само слово «религия» в переводе с латыни означает «связывать, соединять». А слово «образование» – это по факту придание человеку определенного образа. То есть получается, что религиозное образование – это образование, которое должно помогать человеку соединиться с Богом, чтобы полученные знания помогали проявиться в каждом человеке образу Божиему.

– Вы сказали о необходимости просветительских бесед перед совершением таинств. Но очевидно, что две беседы перед Крещением, например, это лишь начало разговора о Христе. Что делать дальше, если беседы пройдены, а интерес к изучению своей веры остался? 

– Во-первых, при храмах есть разного рода воскресные школы, в том числе для взрослых. Много интернет-курсов. Например, замечательные курсы Свято-Тихоновского богословского института, курсы на сайте «Азбука веры», где человек действительно может погружаться постепенно в христианское учение. Общение со священником, который крестил и который впоследствии исповедовал человека, – это тоже часть процесса образования. Вообще, желательно найти духовника, который будет направлять духовный рост. Очень важно также постоянно читать Священное Писание. Начать с Евангелия. Каждый день по чуть-чуть. Библия ведь универсальная книга, которая в разных жизненных обстоятельствах открывает нам что-то новое, это настоящий учебник. Нужно читать и святых отцов, учиться их молитвенному опыту. Конечно же, постоянное участие в Исповеди и Евхаристии. Я даже некоторым новоначальным рекомендую во время службы просто своими словами обратиться к Богу: «Господи, помоги мне понять и прочувствовать, что же такое истинное Причащение, дай мне почувствовать Твою благодать»

– Какие образовательные программы и проекты реализует Белгородская епархия сегодня?

– В рамках сотрудничества Белгородской митрополии с Министерством просвещения Белгородской области ведется подготовка руководителей, педагогов ОУ по дисциплине «Основы православной педагогики», проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя», а также проводится региональный этап XXXII Рождественских образовательных чтений. Наши педагоги и учащиеся принимают участие в региональных конкурсах духовно-нравственной направленности. А еще в рамках сотрудничества Белгородской митрополии с Министерством просвещения Белгородской области и с целью реализации Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отдел религиозного образования и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии совместно с НИУ БелГУ и БГИИК разработали курс лекций для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений города Белгорода по теме «Формирование российской идентичности на основе традиционных ценностей».

– Вы долгое время были духовником Белгородской православной гимназии. А ведь по факту это тоже часть системы религиозного образования. Поделитесь опытом: как нужно общаться с детьми нам, взрослым, чтоб они не только не утратили веру в Бога и в людей, а наоборот, приобретали ее и возрастали в ней? 

– Да, почти двенадцать лет я нес послушание духовника гимназии, и много детей из разных семей прошло перед моими глазами. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что первое, что нужно делать – это следовать завету святителя Николая Японского: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Хотя бы сделай так, чтобы к тебе люди начали испытывать доверие. Это особенно важно с детьми, иначе они не будут приходить и делиться с тобой мыслями, переживаниями. И не нужно указаний жестких. Ребенок должен понять, что ты на его стороне, даже если он ошибся. Дети ошибаются, и это нормально.

В свое время у родителей, которые слишком строго относились к ошибкам своих детей, я спрашивал их возраст. Родители отвечали. А потом я спрашивал, перестали ли они делать ошибки в своем возрасте и сколько они совершали их, будучи детьми. Ответ был очевиден. Ждать быстрого исправления и успехов от детей не стоит, это не опека, это родительская гордыня. Слава Богу, родители понимали свои ошибки, начинали себя вести по-другому с детьми. 

Еще хочу сделать один акцент на понятии ответственности за воспитание. Есть такая расхожая фраза, что грехи родителей падают на детей. Но это несправедливо и неверно. Был такой случай у меня в практике. Однажды в гимназии ко мне подошел ученик шестого или седьмого класса. Он спросил: «Батюшка, почему у меня мама с папой курят, матерятся, а мне запрещают это делать?» И вот здесь возникает вопрос, чему могут научить священник и педагог ребенка, на глазах которого постоянно совершаются недостойные поступки? Понимаете, грехи родителей передаются ребенку в том смысле, что ребенок их видит и копирует, потому что грех подается в этой семье как норма. И окружающие уже не могут изменить это.  

Мы помним, что свою жизнь дети должны проживать сами, а мы должны проживать свою, бережно помогая младшему поколению, ненавязчиво. Но сейчас во многих семьях этот баланс нарушен. Иногда ребенка делают кумиром, ради которого в жертву приносится вся и все. Родители сами первые начинают от этого страдать – устают от капризов чада и увеличенной нагрузки. А потом, когда детям будет по 14-15 лет, мамы и папы пытаются быстренько изменить их, но не выходит. Что делать? Любить, общаться, уважать. Это целый процесс.

А еще детей нужно с детства знакомить с Богом, объяснять, что к Нему всегда можно прийти, поговорить, что Он не отринет просьбы из-за ошибок. Здесь опять же не стоит навязывать свое видение в отношении Бога. Нужно помочь ребенку этот опыт приобрести самому, это очень важно. Я своих дочерей никогда не заставлял, например, учить молитвы или насильно ходить в храм на исповедь. Я просто старался объяснить им, почему для меня и для их мамы это важно. Слава тебе, Господи, девочки выросли верующие.

– А как подготовить ребенка к первой исповеди? 

– Во-первых, не нужно ему писать списки грехов. Был у меня случай. Пришел ко мне на исповедь мальчик 7-8 лет. Прочел по бумажке один грех. Стало ясно, что не он сам его написал. Я у него спрашиваю: «А ты знаешь, что это значит?» – «Нет». «А зачем ты это написал?» – «Да мне вот мама написала…» Таким образом мама вроде как решила помочь научиться строить исповедь. Конечно, у нее были благие намерения. Но на самом деле это не исповедь, это ложь. 

Нужно объяснить ребенку, что такое исповедь, но ни в коем случае не говорить, что он плохой, поэтому надо замолить грехи. Иначе таким образом в дальнейшем мы причиним ему столько психологических травм… Мы все образы и подобия Божии, и для Него мы все – хорошие. Просто у каждого из нас есть проблемы. Чтобы их решить, нужно говорить с Богом – через священника. Можно предложить ребенку подойти к батюшке, чтобы он обсудил с ним, что его в данный момент тревожит. Пусть ребенок расскажет, за что ему больно и стыдно перед самим собой, перед родными, перед Богом. Даже если это будут всего два-три предложения, но сказанные искренне, это будет исповедь. Забыл попугайчика или рыбок покормить, от мамы на прогулке убежал – уже хорошо. Для нас мелочь, а для ребенка важно. Главное, поддержать ребенка в этом, показать свою любовь. 

– Пожалуйста, посоветуйте пять книг, которые, по вашему мнению, полезны на начальном этапе воцерковления? 

– Рекомендую всем людям, и детям, и взрослым читать книгу священника Валерия Духанина «Сокровенный мир православия». В ней очень много ссылок на других авторов, и, если кого-то не удовлетворит объем материала, можно последовать по этим ссылкам и открыть новые источники знаний. Также рекомендую книгу протоиерея Геннадия Фаста «Христос. Бог. Человек. Спаситель». Она с разных сторон знакомит человека с Господом. Замечательная книга священника Андрея Лоргуса – «Книга о счастье». Она поможет человеку посмотреть на себя под другим углом, познать себя и других людей. Одно из самых любимых мною изданий, которые я рекомендую всем без исключения – «Отец Арсений». Это, по сути, документальный сборник, в котором описаны судьбы разных людей, их пути к Богу в разные времена. Это большая книга, но написана очень интересно. Еще бы я добавил в этот список книгу игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние». 

Конечно, обязательно нужно изучать жития святых, особенно житие святого, в честь которого человек крещен. И дай, Господи, чтобы люди, узнавая опыт других, как я выше говорил, приобретали бы свой собственный опыт веры.

Беседовал протоиерей Максим Горожанкин

Фото из личного архива протоиерея Георгия Власенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 2 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ