Благодатный свет преподобного Архиппа (Шестакова)
Человек от животного отличается прежде всего тем, что ищет смысл жизни, то есть, собственно, то, что его и делает человеком. Одни начинают желать спасти свой народ, другие – государство, а третьи избирают своей целью спасение всего людского рода в соответствии со своими представлениями, конечно же.
Однако эти спасатели всех и вся не часто задумываются о том, что человек наилучшим образом раскрывает себя, осознавая Божию задумку о нем. А еще святые отцы и учителя Церкви всегда наставляли нас, что для Предвечного Творца мира видимого и невидимого главным является добровольный путь человека к Нему, спасение души и достижение бессмертия.
Преподобный Макарий Египетский не зря писал: «Совершенные христиане, сподобившиеся войти в меру совершенства и соделаться приближенными Царю, всегда посвящают себя в дар кресту Христову. Как при пророках всего досточестнее было помазание; потому что помазуемы были цари и пророки: так и ныне люди духовные, помазуемые небесным помазанием, делаются христианами по благодати, чтобы им быть царями и пророками небесных тайн. Они суть и сыны, и господа, и боги, связуемые, отводимые в плен, низвергаемые, распинаемые, посвящаемые в дар».
Если угодно, то монашество всегда почиталось как наилучший способ бегства из плена смерти, в который мы угодили еще со времен грехопадения Адама и Евы. Монашеский труд суров, а монашеский подвиг не каждому по плечу, но мирянам истинные монахи служат маяками, светлыми свечами, яркими факелами на дороге ко Господу нашему Христу, ведущей от гибели к Жизни Вечной.
Поэтому на Руси и любили монашество, и пользовались научениями отцов, подвизавшихся в лаврах, монастырях, пустынях и скитах.
После тяжелого богоборческого XVIII века в Российской империи пришло XIX столетие, где как «лилии небесные» на земле расцвели училища благочестия и правды Божией, такие как Валаам, Оптина, Саровская и Санаксарская пустыни. На этом фоне отнюдь не затерялась Глинская пустынь (современная Сумская область Украины), возникшая еще в XVI веке на месте явления сельским пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Этот монастырь приобрел всероссийское значение в XIX веке, за советами к старцам обители ехали люди со всех концов России.
Глинская пустынь была разорена и осквернена в 1922 году атеистической властью, а полноценно возродилась только в 1994 году (хотя и действовала в 1942-1961 гг.).
2008 год был отмечен радостным событием: произошло прославление Украинской Православной Церковью преподобных отцов Глинских. А в 2017 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил к общецерковному почитанию Глинских подвижников, а празднование в честь Собора Глинских святых было внесено в общий месяцеслов.
Дореволюционный Старый Оскол славился своей любовью к благочестию. Многие наши земляки уходили подвизаться в русские монастыри и становились там великими наставниками, примерами святости и духовной жизни. В Соборе Глинских святых мы находим имена двух уроженцев Оскольской земли: схимонаха Архиппа (Шестакова) и архимандрита Иннокентия (Степанова). Так уж получилось, что старец Архипп известен больше, чем преподобный Иннокентий. И сперва мы нашим читателям расскажем о нем, а даст Господь сил, здравия и ума, то поведаем и о втором светоче Глинской пустыни, начавшем земную жизнь в Старом Осколе.
Впрочем, сведений о мирской жизни схимонаха Архиппа сохранилось не так уж и много, некоторые из них носят только предположительный характер.
Скорее всего, Афанасий Шестаков (будущий старец Архипп) родился в 1825 году. Точно известно, что это случилось в слободе Ездоцкой Старооскольского уезда Курской губернии в купеческой семье. Он принадлежал к роду Шестаковых, появившемуся в нашем крае не позднее, чем в 1615 году.
Об отце и матери информации нет, но вероятно, братом его – родным или двоюродным – был Яков Романович Шестаков, благотворитель и жертвователь на строительство каменного храма во имя пророка Илии во второй половине XIX века.
Афанасий с детских лет полюбил молитву и жития святых, но к тому же он имел еще и практический ум. Он предложил отцу выгодно продать хлеб, что и произошло. Афоню, так ласково именовали его в семье, родитель предназначил себе в преемники в купеческом деле. Но Бог судил иначе. Торгуя в лавке, мальчик неизменно давал нищим и больным необходимые товары бесплатно, что приводило некоторых его родственников в негодование и неописуемую ярость.
Афанасий постоянно молился, ограничивал себя в еде, любил одеваться скромно, хотя купеческому сословию было присуще подчеркивание своего богатства. В конце концов Афоня решился на уход в монастырь. Он, судя по всему, устремился в Киево-Печерскую Лавру. Однако родня организовала целую погоню и насильственно вернула перспективного для роста купеческого благосостояния молодца домой. Весь последующий год Афанасий подвергался побоям и насмешкам, так сказать, для его же «пользы». Их он сносил терпеливо и со смирением.
Все-таки родственникам пришлось сдаться, и в возрасте 27 лет Шестаков ушел в Глинскую пустынь. Было это в 1852 году. Возможно, он отправился в эту обитель вслед за Яковом Фирсовичем Степановым (будущим преподобным Иннокентием), перебравшимся туда в 1845 году.
При постриге Афанасий Шестаков получил имя Архипп, вероятнее всего, в честь апостола от семидесяти святого Архиппа, сына апостола Филимона. Из Священного Предания и Писания мы знаем, что он был епископом города Колоссы во Фригии (позже архипастырем Газы) и сподвижником первоверховного апостола Павла и принял мученическую кончину при гонениях императора Нерона. Его бросили в ров и изрезали ножами и кинжалами.
Преподобный Архипп Глинский, скорее всего, в память о мучениях своего святого небесного покровителя и ради того, чтобы побороть страсти, всю свою монашескую жизнь истязал тело, терпел болезни и не следил за своим внешним обликом.
Основным послушанием в монастыре у преподобного Архиппа, которое он нес 33 года, была работа в пекарне. Надо учитывать, что хлеб готовили не только для насельников пустыни, но и для часто приезжавших паломников. В жаре от печей Архипп трудился не покладая рук. Но даже после принятия схимы подвижник, переведенный на другое послушание, иногда приходил на помощь изнемогающим монастырским пекарям.Преподобный Архипп непременно стремился к безмолвию и уединению, но ради послушания вынужден был принимать людей, приезжающих в обитель за духовными советами. Старец сторонился женщин и при встрече с ними закрывал лицо. Но в совете он никому не отказывал, часто прибегая к чтению Библии и житий святых.
Когда же его отправили в дальний скит, то для преподобного Архиппа тяжелейшим испытанием стала невозможность часто посещать храм. В дальнейшем он своим келейникам советовал: «Зазвонят в церковь, – как на пожар беги». Вот что значил дом Божий для святого Архиппа.
Кроме того, старец нес подвиг юродства. Правда, кто на это его благословил, Глинский патерик ответа не дает. О себе он откровенно рассказывал: «Трудно не обижаться, когда оскорбляют, а надобно все терпеть. Мальчики (молодые послушники) мне говорят: «Архипп, ты дурак», и я говорю: «Дурак». – «Ты, – говорят, – не так сделал». – «Простите, я дурак, не понимаю»».
Архимандриту Иннокентию принадлежат слова, раскрывающие в полной мере святую жизнь преподобного Архиппа (Шестакова): «Это великий муж, дай Бог, чтобы у нас таких было более. Его молитва имеет значение. Не смотрите на его немощи и чудачества. Надо понимать его чудачества. Он все в нас видит: умрет, тогда поймут, какой он был светильник. Нам надо не осуждать его, а подражать ему. Чудачества его и немощи не вредны, а подвиги достойны подражания. Несмотря на свои преклонные лета, когда проспал он хоть раз утреню, когда ушел раньше конца службы? Пусть скажут. Я не знаю, пропустил ли он хотя одно богослужение. Он не ест вовсе с маслом, причащается еженедельно, читает Псалтирь, беспрестанно в труде, другим показывает пример».
Преподобный Архипп (Шестаков) отошел ко Господу в далеком 1896 году. С тех пор над нашей державой ураганом пронеслись три эпохи: царская Россия сменилась Советской, а та в свою очередь – Российской Федерацией, но свет духовного подвига старца разгоняет тьму душевной скупости и по сию пору. Недаром схиархимандрит Иоанн (Маслов) – составитель Глинского патерика – записал: «Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины».
Александр Гончаров