Благодатный свет преподобного Архиппа (Шестакова)

Вероятно, единственный дошедший до наших дней портрет старца Архиппа

Человек от животного отличается прежде всего тем, что ищет смысл жизни, то есть, собственно, то, что его и делает человеком. Одни начинают желать спасти свой народ, другие – государство, а третьи избирают своей целью спасение всего людского рода в соответствии со своими представлениями, конечно же.

Однако эти спасатели всех и вся не часто задумываются о том, что человек наилучшим образом раскрывает себя, осознавая Божию задумку о нем. А еще святые отцы и учителя Церкви всегда наставляли нас, что для Предвечного Творца мира видимого и невидимого главным является добровольный путь человека к Нему, спасение души и достижение бессмертия.

Преподобный Макарий Египетский не зря писал: «Совершенные христиане, сподобившиеся войти в меру совершенства и соделаться приближенными Царю, всегда посвящают себя в дар кресту Христову. Как при пророках всего досточестнее было помазание; потому что помазуемы были цари и пророки: так и ныне люди духовные, помазуемые небесным помазанием, делаются христианами по благодати, чтобы им быть царями и пророками небесных тайн. Они суть и сыны, и господа, и боги, связуемые, отводимые в плен, низвергаемые, распинаемые, посвящаемые в дар».

Если угодно, то монашество всегда почиталось как наилучший способ бегства из плена смерти, в который мы угодили еще со времен грехопадения Адама и Евы. Монашеский труд суров, а монашеский подвиг не каждому по плечу, но мирянам истинные монахи служат маяками, светлыми свечами, яркими факелами на дороге ко Господу нашему Христу, ведущей от гибели к Жизни Вечной.

Поэтому на Руси и любили монашество, и пользовались научениями отцов, подвизавшихся в лаврах, монастырях, пустынях и скитах.

После тяжелого богоборческого XVIII века в Российской империи пришло XIX столетие, где как «лилии небесные» на земле расцвели училища благочестия и правды Божией, такие как Валаам, Оптина, Саровская и Санаксарская пустыни. На этом фоне отнюдь не затерялась Глинская пустынь (современная Сумская область Украины), возникшая еще в XVI веке на месте явления сельским пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Этот монастырь приобрел всероссийское значение в XIX веке, за советами к старцам обители ехали люди со всех концов России.

Глинская пустынь была разорена и осквернена в 1922 году атеистической властью, а полноценно возродилась только в 1994 году (хотя и действовала в 1942-1961 гг.).

Глинская пустынь. Гравюра, XIX век

2008 год был отмечен радостным событием: произошло прославление Украинской Православной Церковью преподобных отцов Глинских. А в 2017 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил к общецерковному почитанию Глинских подвижников, а празднование в честь Собора Глинских святых было внесено в общий месяцеслов.

Дореволюционный Старый Оскол славился своей любовью к благочестию. Многие наши земляки уходили подвизаться в русские монастыри и становились там великими наставниками, примерами святости и духовной жизни. В Соборе Глинских святых мы находим имена двух уроженцев Оскольской земли: схимонаха Архиппа (Шестакова) и архимандрита Иннокентия (Степанова). Так уж получилось, что старец Архипп известен больше, чем преподобный Иннокентий. И сперва мы нашим читателям расскажем о нем, а даст Господь сил, здравия и ума, то поведаем и о втором светоче Глинской пустыни, начавшем земную жизнь в Старом Осколе.

Впрочем, сведений о мирской жизни схимонаха Архиппа сохранилось не так уж и много, некоторые из них носят только предположительный характер.

Скорее всего, Афанасий Шестаков (будущий старец Архипп) родился в 1825 году. Точно известно, что это случилось в слободе Ездоцкой Старооскольского уезда Курской губернии в купеческой семье. Он принадлежал к роду Шестаковых, появившемуся в нашем крае не позднее, чем в 1615 году.

Об отце и матери информации нет, но вероятно, братом его – родным или двоюродным – был Яков Романович Шестаков, благотворитель и жертвователь на строительство каменного храма во имя пророка Илии во второй половине XIX века.

Афанасий с детских лет полюбил молитву и жития святых, но к тому же он имел еще и практический ум. Он предложил отцу выгодно продать хлеб, что и произошло. Афоню, так ласково именовали его в семье, родитель предназначил себе в преемники в купеческом деле. Но Бог судил иначе. Торгуя в лавке, мальчик неизменно давал нищим и больным необходимые товары бесплатно, что приводило некоторых его родственников в негодование и неописуемую ярость.

Афанасий постоянно молился, ограничивал себя в еде, любил одеваться скромно, хотя купеческому сословию было присуще подчеркивание своего богатства. В конце концов Афоня решился на уход в монастырь. Он, судя по всему, устремился в Киево-Печерскую Лавру. Однако родня организовала целую погоню и насильственно вернула перспективного для роста купеческого благосостояния молодца домой. Весь последующий год Афанасий подвергался побоям и насмешкам, так сказать, для его же «пользы». Их он сносил терпеливо и со смирением.

Все-таки родственникам пришлось сдаться, и в возрасте 27 лет Шестаков ушел в Глинскую пустынь. Было это в 1852 году. Возможно, он отправился в эту обитель вслед за Яковом Фирсовичем Степановым (будущим преподобным Иннокентием), перебравшимся туда в 1845 году.

При постриге Афанасий Шестаков получил имя Архипп, вероятнее всего, в честь апостола от семидесяти святого Архиппа, сына апостола Филимона. Из Священного Предания и Писания мы знаем, что он был епископом города Колоссы во Фригии (позже архипастырем Газы) и сподвижником первоверховного апостола Павла и принял мученическую кончину при гонениях императора Нерона. Его бросили в ров и изрезали ножами и кинжалами.

Собор преподобных Глинский старцев. Изображение с сайта sobor.fr

Преподобный Архипп Глинский, скорее всего, в память о мучениях своего святого небесного покровителя и ради того, чтобы побороть страсти, всю свою монашескую жизнь истязал тело, терпел болезни и не следил за своим внешним обликом.

Основным послушанием в монастыре у преподобного Архиппа, которое он нес 33 года, была работа в пекарне. Надо учитывать, что хлеб готовили не только для насельников пустыни, но и для часто приезжавших паломников. В жаре от печей Архипп трудился не покладая рук. Но даже после принятия схимы подвижник, переведенный на другое послушание, иногда приходил на помощь изнемогающим монастырским пекарям.Преподобный Архипп непременно стремился к безмолвию и уединению, но ради послушания вынужден был принимать людей, приезжающих в обитель за духовными советами. Старец сторонился женщин и при встрече с ними закрывал лицо. Но в совете он никому не отказывал, часто прибегая к чтению Библии и житий святых.

Когда же его отправили в дальний скит, то для преподобного Архиппа тяжелейшим испытанием стала невозможность часто посещать храм. В дальнейшем он своим келейникам советовал: «Зазвонят в церковь, – как на пожар беги». Вот что значил дом Божий для святого Архиппа.

Кроме того, старец нес подвиг юродства. Правда, кто на это его благословил, Глинский патерик ответа не дает. О себе он откровенно рассказывал: «Трудно не обижаться, когда оскорбляют, а надобно все терпеть. Мальчики (молодые послушники) мне говорят: «Архипп, ты дурак», и я говорю: «Дурак». – «Ты, – говорят, – не так сделал». – «Простите, я дурак, не понимаю»».

Архимандриту Иннокентию принадлежат слова, раскрывающие в полной мере святую жизнь преподобного Архиппа (Шестакова): «Это великий муж, дай Бог, чтобы у нас таких было более. Его молитва имеет значение. Не смотрите на его немощи и чудачества. Надо понимать его чудачества. Он все в нас видит: умрет, тогда поймут, какой он был светильник. Нам надо не осуждать его, а подражать ему. Чудачества его и немощи не вредны, а подвиги достойны подражания. Несмотря на свои преклонные лета, когда проспал он хоть раз утреню, когда ушел раньше конца службы? Пусть скажут. Я не знаю, пропустил ли он хотя одно богослужение. Он не ест вовсе с маслом, причащается еженедельно, читает Псалтирь, беспрестанно в труде, другим показывает пример».

Преподобный Архипп (Шестаков) отошел ко Господу в далеком 1896 году. С тех пор над нашей державой ураганом пронеслись три эпохи: царская Россия сменилась Советской, а та в свою очередь – Российской Федерацией, но свет духовного подвига старца разгоняет тьму душевной скупости и по сию пору. Недаром схиархимандрит Иоанн (Маслов) – составитель Глинского патерика – записал: «Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины».

 

Александр Гончаров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

58 + = 67

АРХИВ ГАЗЕТЫ