Благодатное время Великого поста

Старооскольские священники размышляют о молитве,
чтении священных книг и духовном росте во дни Великого поста

Настоятель храма вмч. Феодора Стратилата иерей Николай Дубинин:

o_dubinin_32– Дорогие братья и сестры! Мы с вами вступили во время Великого поста. Это время полезно и ценно тем, что мы обязаны усилить свой молитвенный подвиг. Службы стали продолжительными, на богослужениях добавились священные песнопения, молитвословия, которые усиливают наш подвиг молитвы пред Богом. И очень важно сейчас об этом поговорить, ведь молитва по сути есть выражение внутренней веры человека. Если христианин слабо или мало молится – это является неким показателем, индикатором, сигналом того, что его вера слабеет. Отсутствие молитвы означает отсутствие веры в Бога. Потому что молитва есть выражение признания существования Бога, Которому человек верит и поклоняется. Если нет молитвы – значит, нет и объекта поклонения, нет объекта веры. Значит, вера остается только на словах или в неких формах, но не идет из глубины человека. Один древний подвижник говорил так: истинный богослов – тот, кто истинно молится. То есть знать Бога истинно человек может даже не через некие знания, богословские дисциплины – познать Бога можно через молитву и общение напрямую с Ним.
Даже в нашем человеческом сообществе мы очень быстро можем определить, насколько мы интересны или, наоборот, неинтересны кому-либо из наших близких. Мы это определяем по тому, как с нами хотят общаться. Если на наши письма или звонки отвечают неохотно или вовсе не отвечают, мы сразу понимаем, что не нужно беспокоить человека, ему не до нас. Отсутствие заинтересованности, отсутствие участия в жизни человека выявляет то, как с ним общаются. И когда в жизни оскудевает молитва, ее становится все меньше и меньше, это говорит о том, что человек теряет живую веру к Богу, живое к Нему обращение, стремление. Потому очень важно, чтобы молитва всегда сопутствовала нам в нашей духовной жизни, чтобы молитва была неким стержнем, вокруг которого нарастают все наши добрые дела. Ведь добрые дела без молитвы, без обращения к Богу теряют свою цену. Даже отсутствие добрых дел, но присутствие молитвы спасает человека. Об этом надо задуматься. Если человек не может совершать никаких подвигов, но молится, кается, имеет некое постоянное ревностное обращение к Богу через молитву – то он на пути спасения. И наоборот: человек может делать тысячи положительных дел, добрых поступков, но если это не сопровождается его молитвенным настроением и обращением к Богу, эти добрые дела теряют ту глубину и ценность для спасения, которая необходима для верующего христианина.

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Песчанке иерей Максим Горожанкин:

o_mak_gorojankin– Мы с вами находимся в благодатном времени Великого поста. И в это время мы должны задуматься над тем, что для нас сделал Господь – зачем родился, зачем был распят? Это время раздумий, время осмысления своего христианского пути. В этом осмыслении нам, безусловно, помогает чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. Каждый христианин должен читать Евангелие. Это основная книга, которая говорит нам о том, что Бог сделал для нас. Как в свое время замечательно сказал митрополит Антоний Сурожский, Евангельское слово должно пронзать человеческое сердце. Если это случилось, то радостью сердце исполнится. И этой радостью ты должен поделиться со всеми. Мы читаем Евангелие, чтобы Господь нас коснулся, чтобы евангельское слово вошло в нашу жизнь, чтобы мы исполнялись ума Христова. Читая слова Христовы, и мы должны становиться Христовыми.
Важное место занимает в жизни христианина чтение святоотеческой литературы. У Православной Церкви очень богатая библиотека святоотеческой письменности. К этому собранию драгоценных мыслей мы должны постоянно прибегать. Почему? Святые отцы писали свои произведения, исходя из личного опыта. Они уже прошли тем путем, которым сегодня идем мы. И в Великом Посту мы к этому опыту тоже обязаны прикоснуться.
Очень часто православные родители задаются вопросом: как приучить ребенка к чтению Священного Писания, к чтению Евангелия? Что на это можно ответить? Прежде всего мы должны сами своей жизнью являть для своих детей, да и для всех окружающих пример. Как научить ребенка молиться? Только когда ты молишься сам. Молятся родители – дети это видят и тоже молятся. Также и со Священным Писанием: если Евангелие находится на видном месте в нашем доме, если ребенок видит, что родители постоянно открывают эту книгу, постоянно ее читают, то он непременно задастся вопросом – а что это за книга такая? И тогда уже можно будет вместе с ребенком вслух всей семьей читать Святое Евангелие. Можно это делать непосредственно с младенчества ребенка. У нас есть прекрасные варианты детских Библий, когда библейский текст адаптирован для детского чтения, и дети с неподдельным интересом слушают и вопросы задают. Порой вопросы очень сложны, что побуждает самих родителей более тщательно заняться изучением своей веры, обратиться к толкованиям, чтобы ответить ребенку. Я считаю, что необходимо – если мы осознаем значимость Священного Писания – делать чтение Писания достоянием всей семьи. Например, можно прочитать вместе одну главу Евангелия и разобрать ее.
Очень часто люди говорят, что не понимают, что написано в Евангелии. А вот дети со своими вопросами и непосредственностью могут стать для нас самыми лучшими учителями христианской жизни. Они заставят нас усердно учиться своей вере, познавать ее. И если мы сможем отвечать правильно на эти вопросы, значит, мы действительно будем христианами, и у нас будут крепкие православные семьи.

Клирик храма прп. Сергия Радонежского иерей Иоанн Дворядкин:

o_i_dvorjnkin_1– Дорогие братья и сестры! В эти святые дни Великого поста всем нам немаловажно будет вспомнить о том, что каждый из нас находится на разных этапах церковной жизни. И для того, кто только переступил порог церковный, наверное, достаточно будет воздержания физического – поста в пище, в супружеской жизни. Но для того, кто уже давно живет церковной жизнью, такого труда явно недостаточно, и требуется брать на себя дополнительные труды, будь то молитвенный труд или труд духовный, связанный с борьбой с конкретными нашими грехами, привычками – такими, как раздражительность, осуждение. Если мы видим в себе эти недостатки, то мы в первую очередь должны напрячь все свои силы, чтобы с ними бороться.
Но так или иначе, будь мы в самом начале пути в Церкви или пройдя какой-то этап – мы должны помнить, что пост всегда требует от нас какого-то особого напряжения сил, особого труда. И если поститься легко – такой пост не принесет свои плоды.
Конечно же, в одиночку справиться с этой духовной бранью не получится, поэтому требуется особое полноценное участие в церковной жизни – в ее богослужениях, в ее Таинствах. И если мы вне поста могли причащаться хотя бы раз в месяц, и для кого-то этого было достаточно, то, конечно же, в дни великопостные, в дни особого духовного напряжения нам нужно чаще подходить к Таинствам церковным и напитываться теми силами, той благодатью, которые они дают. И только лишь взаимный труд – соработничество с Богом, когда и мы сами трудимся, и Господь через Церковь помогает нам, дает Свою силу, Свою благодать – только лишь такой совместный труд способен принести свои добрые плоды, которые мы должны ощутить в день Светлого Христова Воскресенья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 4