Благочинный

Семья священника Василия Иванова, 1910 год

Сто лет назад в России заканчивалась Гражданская война. Начиналась эпоха гонений на Церковь. В церковной истории Старого Оскола тех лет имя протоиерея Василия Михайловича Иванова связано со всенародной любовью к этому пастырю, равно как и с трагедией множества безвинно репрессированных верующих людей.

Василий Михайлович Иванов родился 1 марта 1867 года в семье священника села Пятницкое Знаменской волости Старооскольского уезда Курской губернии. В 20 лет Василий Иванов окончил Курскую духовную семинарию, женился, год служил диаконом в г. Мирополье Суджанского уезда. В 1889 году 20 июля отец Василий был рукоположен в священнический сан и стал настоятелем Иоанно-Богословского храма в селе Лапыгино Стрелецкой волости Старооскольского уезда. Служил. И вел уроки Закона Божия в школах трех сел: Курское, Бочаровка и Лапыгино. В Лапыгино он преподавал еще и пение. При отце Василии в 1900 году там была построена и освящена новая деревянная церковь на кирпичном фундаменте. В Лапыгино родились пятеро детей отца Василия и матушки Веры – Евгений, Анатолий, Михаил, Ольга и Сергий. Еще четверо (Мария, Алексей, Николай и Маргарита) родились уже в Старом Осколе, где отец Василий стал служить с 5 февраля 1901 года. Здесь священник был определен в клир Покровской церкви. Помимо богослужения, он нес множество послушаний: в епархиальном училищном совете, в двухклассном железнодорожном, городских приходском и духовном училищах, в церковно-приходской школе, на свечном складе, в совете Старооскольского общества трезвости святого мученика Вонифатия, учрежденного при городском соборе. С 12 июня 1912 года ко всем его обязанностям прибавилось еще и тюремное послушание: он исповедовал, причащал и молился о заключенных старооскольской тюрьмы.

Когда в 1918 году в стране разразилась эпидемия тифа, окормлять пациентов старооскольской земской больницы вызвались священники Покровского храма Василий Иванов и Вячеслав Переяславский вместо двоих отказавшихся это делать священников из Богоявленского собора. В это время отец Василий уже исполняет обязанности благочинного (то есть старшего священника) Старооскольского округа. В 1919 году отец Василий попал в заложники к бойцам особого отдела 13-й армии РККА, находившимся в Старом Осколе. И, хотя один из сыновей отца Василия служил в Красной Армии, это не дало никаких снисхождений. 18 июня 1919 г. заложников отправили в концентрационный Андрониковский лагерь (в Андрониковом монастыре Москвы). Там отец Василий продолжал исполнять свои священнические обязанности: исповедовал, утешал, отпевал. Возвратился батюшка из лагеря в январе 1920 года. В это время служил в городе и окрестностях один-единственный священник – Михаил Павлюк, тогда как остальные ушли с отступавшей Белой гвардией.

В начале осени 1921 года архиепископ Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) удовлетворил просьбу священника Василия Иванова о переводе его в храм села Лапыгино и освободил от обязанностей благочинного. Лапыгинцы, помнившие отца Василия с молодых лет, с радостью встретили любимого батюшку. Но в следующем десятилетии не смогли воспрепятствовать власти, изгнавшей престарелого священника из храма и села. Александра Никитична Давыдова, приютившая в 1929 году гонимого архипастыря Онуфрия (Гагалюка), и здесь, как ангел-хранитель, пустила под свой кров больного раком отца Василия и матушку Веру. В 1936 году отец Василий  попросился  на  покой  и получил такое разрешение от архипастыря. Но продолжал заботиться об осиротевших приходах и прихожанах Старооскольского округа: служил, крестил, венчал, отпевал и фактически продолжал исполнять обязанности благочинного: назначал священников в пустующие храмы Старооскольского района, обеспечивал приходы крестиками, ладаном, свечами и прочими вещами, необходимыми для совершения богослужения. Кроме того, оказывал, как свидетельствует следственное дело, «систематическую продовольственную и денежную помощь высланным за контрреволюционную деятельность И. И. Собынину, Д. Сергееву и другим старооскольским священникам».

В 1936-м в Ленинграде был арестован и осужден на 10 лет инженер-геолог Алексей Васильевич Иванов – один из сыновей протоиерея Василия. К моменту ареста самого отца Василия в застенках НКВД оказался еще один сын священника – Евгений Васильевич. Он тоже проживал в Ленинграде и был профессором горного института. Волнение за судьбы детей причиняло престарелому священнику дополнительные страдания.

В 20-х числах декабря 1937 года НКВД арестовал протоиерея Василия Иванова вместе с двумя настоятелями – Леонидом Астаниным (Крестовоздвиженский храм Ямской слободы) и Леонидом Духовским (Свято-Троицкий храм Стрелецкой слободы). Кроме них были арестованы и другие священники округа, а также верующие миряне. 5 января 1938 года протоиерею Василию Иванову предъявили обвинение: «руководитель антисоветской церковно-монархической организации». 30 декабря священников Леонида Астанина и Леонида Духовского расстреляли. Следствие над Василием Ивановым продолжалось дольше, приговор вынести не успели – отец Василий скончался от рака в тюрьме города Валуйки 23 июня 1938 года.

Овдовевшая матушка Вера перебралась к родственникам в Ленинград. По слухам, она вместе с внуками умерла во время блокады от голода.

21 марта 2000 года протоиерей Василий Михайлович Иванов был реабилитирован Белгородской областной прокуратурой.

Суровой эпохой безбожия нам предписано было забыть Бога и верных Ему людей. Но архивные документы сохранили для нас память и простых человеческих будней, и ежедневного подвига таких людей, как священник Василий Иванов. По архивным материалам исследователь церковной истории нашего края священник Владимир Русин издал небольшим тиражом несколько книг с очерками о священниках, пострадавших за Христа в 1920-1940-е годы. Очерк о благочинном Василии Иванове вошел в книгу «Преимущество в страданиях», изданную в 2008 г. Удалось исследователю связаться и с потомками репрессированного протоиерея Василия. Они предоставили нам цифровую копию фотографии 1910 года, на которой запечатлено все многочисленное семейство Ивановых: священник с супругой и девять их детей. Это то самое фото, которое размещено начале статьи, оно публикуется впервые.

Полина Русина, библиотекарь Старооскольского краеведческого музея

 


 
Скачать бесплатно книгу священника Владимира Русина «Преимущество в страданиях» можно с помощью QR-кода. Сканируйте изображение справа камерой смартфона или с помощью мобильного приложения.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

95 − 94 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ