Беседа в праздник Преображения Господня
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твоя, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (Кондак Преображения).
Зачем Христос Спаситель преобразился на горе Фавор пред Своими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном? На это отвечает церковная песнь «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют (апостолы) вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние…» Приближалось время страданий Спасителя нашего. Скоро должно было наступить безмерное уничижение нашего Господа, Его возьмут под стражу, поведут на суд, начнется беззаконный суд над Ним, осудят Его на позорную смерть через распятие, будут бить Его, плевать на Него, издеваться над Ним, а потом на виду у всех, на лобном месте, предадут Его казни.
Что могут подумать ученики Спасителя в этот момент ужасных страданий Своего Божественного Учителя? Кто же Он? Почему Он допускает эти муки? Неужели Он не может уничтожить всех своих врагов? Выходит, что враги сильнее Спасителя? И вот нужно было укрепить веру учеников Господа.
На Фаворской горе Спаситель и показывает Свою Славу, как Бога: Спаситель чудно преобразился пред учениками Своими – лицо Его сияет как солнце, одежда становится белой, как свет. Являются два великих мужа ветхозаветные – Моисей и Илия. Сам Бог Отец свидетельствует, что этот смиренный Христос Господь есть Сын Божий и призывает к послушанию Ему (Мф. 17:1–5).
Ученики видели эту славу смиренного Христа Спасителя и получили уверение, что их Учитель не только истинный человек, но вместе и Истинный Бог. Пусть же не смущаются они, когда увидят в позоре своего Спасителя. Не потому, что не мог Спаситель избежать страданий, а потому что такова была добрая воля Его, вот почему Он перенес эти ужасные мучения. «Потому любит Меня Отец, говорил Спаситель, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять» (Ин. 10:17–18).
Какое же отношение имеет Преображение Господне к нам, возлюбленные? И на наших глазах поносится Спаситель Господь. Ныне многие снова распинают Христа Иисуса (Евр. 6:6). Господь Бог не только не признается многими из современников, но всячески злословится. И при виде этих явных кощунств смущаются некоторые слабые духом и говорят: почему Господь терпит эти насмешки?
Очевидно, говорят, Его и нет. Ибо, если бы Он был, то проявил бы силу над кощунством. Не смущайтесь всем сим, возлюбленные. Как позорные голгофские страдания Христос Спаситель восприял вольною своею волею, так и ныне по Его божественной воле, или вернее, попущению, совершаются насмешки над верою, Церковью. Господь вчера тот же и ныне и вовеки (Евр. 13:8). А мы должны говорить в таких случаях: да будет воля Твоя… «Мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние…»
Апостолам предстояла всемирная проповедь. Скоро Господь Спаситель, после Своего преславного воскресения и вознесения на небо, пошлет на Апостолов Своего Духа Утешителя, который даст им чудную силу – просвещать всех омраченных и приводить к Богу. Апостолы пойдут в мир и будут учить людей всему, чему научил их Спаситель и чрез крещение привлекать людей к Церкви Божией (Мф. 28:19–20; Деян. 2:47). И когда будут спрашивать Апостолов: каким образом распятый Христос есть Бог, почему он допустил над Собою такое поругание – они скажут в ответ: мы возвещаем вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням наследуя, но быв очевидцами Его величия (2Пет. 1:16–18). И нам, возлюбленные, уверенным в том, что Христос Спаситель есть не только простой человек, но и истинный Бог наш – необходимо возвещать неверующим в Бога. Пусть слабым будет твой голос, но сила его – в истине и убежденности твоей.
Не нужно молчать об учении Божественном, ибо в этом наш долг. Если мы обладаем истиною, можно ли ее утаивать, если у нас настоящее несомненное счастье – в жизни с Богом, – то можем ли мы не делиться этим счастьем с теми, у кого его нет. АМИНЬ.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк)