Белые росы из Белых Рос

В интернете мне встретилась любопытная реплика одного из любителей советского периода развития российского кинематографа: «Что это за фильм? Настраиваешься на комедию, а получаешь что-то иное. Начинаешь смеяться, но через пять минут уже хочется грустить. Нет, это не комедия, братцы!»

О какой же художественной кинокартине шла речь? О фильме режиссера Игоря Михайловича Добролюбова «Белые росы» (1983), снятом на киностудии «Беларусьфильм» и выпущенном в прокат в 1984 году, накануне «перестройки» (1985-1991), завершившейся распадом Советского Союза.

«Белые росы» приобрели чрезвычайную популярность у зрителя и получили заслуженное уважение критиков и экспертов. По сборам картина оказалась самой кассовой кинопродукцией, произведенной «Беларусьфильмом» на тот момент (ее посмотрело свыше 36 млн человек). Фильм удостоился приза и диплома на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1984), актер Всеволод Санаев получил премию за лучшую мужскую роль, сценарист Алексей Дударев был отмечен премией Ленинского комсомола (1984). А еще и авторитетный журнал «Советский экран» признал «Белые росы» «комедией года».

Впрочем, «Советский экран» все-таки ошибся. «Белые росы» − великолепный фильм, но не комедия. Он ближе всего к жанру трагикомедии, хотя и несколько объемнее него.

А еще режиссеру Добролюбову удалось на художественной основе вполне документально показать жизнь рядового гражданина позднего СССР, со всеми ее радостями и невзгодами, достижениями и неудачами. Под легкой оболочкой массового кино незаметно спряталось тревожное, почти философское, осмысление происходящего.

Добролюбов совершил то, что оказалось не по плечу великолепному режиссеру Владимиру Меньшову в фильме «Москва слезам не верит» (1979). «Белые росы» в прокате явно уступили «Москве…», ибо та собрала в 1980 году 90 млн зрителей да потом еще и «Оскара» удостоилась в 1981-м, и Государственной премии СССР. Но «Белые росы» гораздо глубже заглянули в советскую действительность, чем произведение Меньшова.

Можно долго спорить, о чем же все-таки говорят «Белые росы». На мой взгляд – о любви, одиночестве и душевном обнищании, которое каждый пытается восполнить на свой лад.

Есть в фильме и любовный треугольник, и смешные эпизоды, и «новый социалистический быт». Брежневский СССР показан во всей красе. Советский обыватель наконец-то сумел досыта наесться (пусть и копченая колбаса – деликатес) и получил возможность приобретать кое-какие удобные и необходимые вещи. Да еще и квартиры (хотя и далеко не всем) государство бесплатно дает. Со страшными 20-30-ми годами, военным и послевоенным временем никакого сравнения нет. Конец 70-х – начало 80-х годов XX века – это пик советского благополучия.

Но «что-то неладно в Датском королевстве…» и «распалась связь времен». Город подступает к деревне Белые Росы, разрушая привычный сельский быт, и поглощает ее размеренно и постепенно. Нет, колхозников власть не обижает, ордера на заселения в многоквартирный дом готовы, и их выдают без проволочек. И, похоже, что вся деревня легко и походя разместится в одном городском доме.

И еще создается впечатление, что основные персонажи фильма застыли в некоем междумирье, обернутом непроницаемой пленкой, под которой кипят страсти, редко выплескиваемые наружу.

В центре событий – судьба семьи ветерана труда, участника трех войн, 80-летнего Федоса Филимоновича Ходаса (актер Всеволод Санаев). Он прожил долгую жизнь, похоронил жену, вырастил трех сыновей: старшего − Андрея (актер Геннадий Гарбук), среднего – Александра (Михаил Кокшенов) и младшего – Василия (Николай Караченцов).

Недаром в фильме звучат строки из сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»:

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья-погодки должны радовать отца, но оказывается, что это не так. Всех заедает одиночество в мире людей, в толпе людской и даже в своей семье.

Андрей живет вроде бы благополучно, дом – полная чаша, жена – хозяйка и умница, но детей нет. «Бобыль» Сашка мотается по «северам» в поисках большого заработка и отцу не пишет, хотя последний и лжет своему соседу и другу − деду Тимофею (актер Борис Новиков), мол, не забывает сын его. Васька-меньшой женат, и дочь есть – Галюня, только в жизни все не так, вот и тянет он под гармонику слова песни:

Я ходил по белу свету,

Знался с умными людьми,

Счастье есть – и счастья нету,

Есть любовь – и нет любви.

Уж я к ней и так и этак,

Со словами и без слов,

Обломал немало веток,

Наломал немало дров.

 Получается, что настоящее, третье поколение Ходасов не родилось. Внучка Галюня, как далее узнается, неродная Федосу и Ваське. Маруся (Галина Польских) выскочила замуж за Василия из-за того, что осталась беременной одна, − ее бросил любимый Мишка Кисель (актер Станислав Садальский), отправившись странствовать по стране в погоне за легкой наживой (есть намек и о том, что он побывал в заключении). Ходосы бесплодны. Подано это в фильме как наказание за какой-то великий грех, совершенный самим Федосом. Судя по всему, в гражданскую он точно воевал. А остервенение в такой войне достигает высших границ, когда люди не ведают, что творят…

Вряд ли ситуация лучше в других семьях из Белых Рос. Невольно припоминается то, что утверждал немецкий антрополог Ганс Гюнтер: «Народы рождаются в деревне и умирают в городе».

Незадолго до конца фильма Федос Ходас рассказывает взрослым и ребятне легенду о происхождении имени их деревни. Древний князь назвал местных жителей тогдашнего фронтира «белыми росами» (производное от названия реки и племени – Рось), то есть верными, чистыми, нелукавыми росами.

И хотя в кинокартине много печальных историй, в ней есть моменты, которые веселят и дарят надежду. Ваську-чунчабарабанчу подвозит милицейская машина домой. «Старики-разбойники» Федос и Тимофей готовы не только переругиваться добродушно, но и прийти друг другу на помощь. Здесь главным забойщиком выступает недотепа Тимофей. То он лечит друга от радикулита «фронтовым способом» − раскаленным кирпичом из чугунка, за что сим кирпичом чуть и не получает по голове от разъяренного и подсмоленного Федоса. То ему хочется успокоить сотоварища и просто поболтать за настойкой, стянутой у тещи, разводившей спирт для натирания больных ног. Кусочек хлеба, смоченный в настойке, кидается псу Валету, тот, сморенный алкоголем, падает, а деды думают об отравлении и спешно отправляются промывать желудок. От всего этого, как ни странно, становится теплее на сердце. Перед нами живая жизнь.

Фильм заканчивается свадьбой Александра Ходоса на почтальонке Вере. Андрей осознает, что жил неправедно и рвался за деньгами и комфортом. Маруся мирится с Василием. А Федос после свадьбы идет на косогор, вознесенный над рекой, и благодарит восходящее солнце за все. Можно отметить, что в этом эпизоде всплывает язычество, но в 1983 году и не получилось бы снять иначе. Атеисты не терпели Православия, но не замечали паганизма. И, помилуйте, разве не называется ли Господь наш Иисус Христос в тропаре Рождеству Христову Солнцем Правды? Или взять Пасхальный канон, его 4-ю песнь, в которой звучит строка о Христе: «…и паки из гроба красное Правды нам возсия Солнце».

Считается, что Федос Ходас по сценарию должен был умереть в своем саду. Ведь ему незачем жить, он не приспособлен к городскому быту. Но в фильме Федос остается еще жить и ходить перед Богом на этой грешной земле. Он должен пособить своим детям обрести самих себя…

Думается, что не все потеряно для белых росов из Белых Рос. После сумрака пришел рассвет.

 

Александр Гончаров

Изображения с сайта in-w.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − = 7

АРХИВ ГАЗЕТЫ