Аще кто наложит на себя руки…

Аще кто наложит на себя руки…
Горе. Художник Эмиль Фриан, 1898 год

Жизнь – это дар Божий, и самовольное решение расстаться с жизнью является грехом. Все мы знаем, что самоубийц не отпевают. Однако это не означает того, что Церковь пренебрежительно или с презрением относится к тем, кто самовольно ушел из жизни. Каждый случай суицида всем обществом и Церковью, в частности, воспринимается как огромная трагедия.

Если кто-то из ваших близких говорит о том, что устал от жизни или рассуждает о возможности ухода – пусть вроде бы и не всерьез, на это нужно обратить самое пристальное внимание. В интернете можно найти множество откровенных историй тех, чьи родственники самовольно окончили свою жизнь. Большинство этих страшных историй объединяет одно – близкие просто не замечали или не обращали внимания на те или иные симптомы приближающейся трагедии, причем довольно часто люди сообщали напрямую им о своем желании уйти из жизни. 

Особенно это касается подростков, которые в пору переходного возраста требуют повышенного внимания к себе со стороны нас, взрослых. Внимания – значит, заботы, участия, а не только воспитательных бесед и нравоучений. Воспитание должно быть сопряжено с любовью и строгостью, которую не стоит путать с жестокостью, чтобы потом не корить себя.

К сожалению, эта страшная тема не теряет своей актуальности, и священнослужителям приходится время от времени сталкиваться с ситуацией, когда родственники того человека, который самовольно ушел из жизни, просят о христианском погребении. Все такие обращения исследуются всесторонне, но окончательное решение об отпевании принимает правящий архиерей той области и епархии, в которой проживают родственники усопшего. В принятии решений Церковь в лице своих священнослужителей руководствуется Книгой Правил.

Так, 14-е правило архиепископа Александрийского Тимофея регламентирует практику совершения христианского погребения тех, кто совершил самоубийство, будучи «вне себя», то есть по причине психического заболевания. Оно гласит: «Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки, или повержет себя с высоты, за такового должно ли быть приношение или нет? О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли, будучи вне ума, соделал это. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, что был вне себя. Может же быть, что соделал это от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия, – и о таковом не подобает быть приношения, ибо есть самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению».

Епископ Никодим (Милаш) толкует это правило так: «Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу. По существующим же ныне правилам, отпевание лица, совершившего самоубийство в припадке сумасшествия, все-таки, не может быть совершено священником без особого разрешения епископа, которому надо при этом предоставить и доказательства того, что есть основание признать данное самоубийство как совершенное в безумии (медицинское свидетельство, показания заслуживающих доверия лиц)».

Из текста правила мы также видим, что как в древности, так и сегодня родственники пострадавшего часто говорят, что человек был болен и поэтому покончил с собой. Говорить неправду в таком случае не стоит: Бога обмануть не удастся, а грех обмана священника или епископа не принесет желаемого утешения ни покойному, ни родственникам. В моей практике был случай, когда мать таким образом обманула священника, и отпевание было совершено. Потом она горячо и слезно каялась, поскольку это не умалило ее боль, а наоборот, ввергло в еще большее уныние и не давало покоя.

Если же действительно человек был склонен к суициду в результате, например, клинической депрессии, наблюдался при этом у врача, отпевание по благословению архиерея возможно будет совершить.

Но если самоубийство совершено в здравом уме, отпевание, как и последующее литургическое поминовение, невозможны. Однако Церковь в этом случае все же подает руку помощи родственникам умершего: 27 июля 2011 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение одобрить «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» – частную молитву для родственников самоубийц. В предисловии к молитвенному последованию сказано: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитву” за самоубийц (Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского, вопрос 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

«Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой – это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи “вне ума”, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и “приношения” о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогают раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких». Такая духовная поддержка родственникам усопшего позволяет хотя бы немного облегчить горе утраты.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ