Афон – такое место, где понимаешь, каково предназначение человека
Для верующего православного человека Афон – духовная вершина, которая кажется недосягаемой, но приблизиться к ней желает каждый, преодолеть хотя бы несколько метров, даже постоять у подножия этой горы, напитаться этим воздухом – и то уже благость на сердце: есть, есть еще место, где не говорят о молитве, а молятся, не рассуждают о духовной жизни, а живут ею.
Протоиерей Алексий Михелев, настоятель храма Рождества Христова в селе Солдатское, мечтал побывать в монашеской республике практически с того самого дня, когда в его юношеском сознании произошел переворот. В 18 лет прабабушка привела его на службу в храм в Уфе. Естественно, из богослужения паренек понял только «Господи, помилуй», и… самое важное – что духовная составляющая мироздания гораздо важнее ее земной оболочки.
С желанием разобраться в сути Православия юноша уехал в Свято-Троицкую Лавру. Там-то он и узнал про удивительную жизнь монахов на Афоне, сразу загорелся туда поехать и остаться там. Но потом была армия, семинария, служение на приходах. И вот, наконец, через 21 год его мечта сбылась. По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна протоиерей Алексий Михелев начал готовиться к поездке и, как говорит батюшка, он попал на Афон в самое нужное для него время и получил ответы на все волнующие его вопросы.
– Я ехал с большим желанием помолиться с монастырской братией и потрудиться на послушаниях, – рассказывает отец Алексий. – Конечно, можно было выбрать более свободный график, переезжать из одного монастыря в другой и таким образом побывать во многих святых местах, но я отказался от такого варианта. Решил, коль приехал на Афон, надо трудиться на послушаниях, учиться отсекать свою волю.
Старец Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, где я провел почти неделю, так говорит: «В Ватопеде, как в утробе матери. Если будете жить по монастырскому уставу, делать все, как положено, то вы из монастыря выйдете преображенными, исцеленными, другими людьми».
– Все знают, что в Афонских обителях очень длинные ночные бдения. Отец Алексий, как вам удавалось совмещать службы с послушаниями? И где вы трудились?
– Да, великопостные службы у монахов по 17 часов, Пасхальная шла 10 часов, но я приехал на Афон после Радоницы, службы были короче – семичасовые. В Ватопедском монастыре время греческое. Между вечерней службой и ночной литургией – вечерняя трапеза и духовные беседы со старцем Ефремом. Честно говоря, усталости я не чувствовал. Наоборот, подъем сил необыкновенный. Не хотелось ни есть, ни пить, ни спать, на продолжительных службах не было даже мысли о том, чтобы поскорее закончилось бдение. Идет служба, и не хочется из храма уходить. Вдыхаешь и выдыхаешь имя Иисусово. Мне потом один монах сказал, чтобы я особенно не радовался: «это тебя Богородица утешает, дает такую благодать, чтобы тебе все было легко». Пока неделю жил на Афоне, все время удивительное благоухание ощущал. Понятно, что весна, и все начинает расцветать, но благоухание какое-то необычное, ладанное.
Службы, конечно, на греческом, жаль, что в свое время плохо язык учил, но есть четки, можно по ним молиться Иисусовой молитвой. Службы длительные, потому что присутствует канонаршее пение. Канонарх возглашает каждую певческую строку песнопения, хор за ним ее повторяет. «Богородице, Дево, радуйся» поют час, величание более 30 раз исполняют. Вот тогда и начинаешь понимать, что значит служить Богу. Конечно, не всем такие труды под силу. Многие приходят на Афон, поживут год-другой и уходят в обычные монастыри.
На послушании я разливал освященное масло от чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».
– Думаю, многих читателей интересует архимандрит Ефрем, которого за время пребывания Пояса Пресвятой Богородицы россияне полюбили. Его арест в Греции вызвал в России огромный резонанс.
– Геронда вернулся перед Пасхой. Сейчас он все время со своей братией. Он доступен для общения, многое на службе делает сам, к примеру, читает 103 псалом, Шестопсалмие, поет Херувимскую. Он для братии – пример. Во время трапезы, когда бывает чтение житийной или святоотеческой литературы, отец Ефрем часто дает комментарии. После вечерней трапезы (в монастыре их всего две) духовная беседа со старцем. Сначала старец говорит, потом можно задать ему вопросы.
Старец наставлял: «В Царствии Небесном будут сюрпризы: кто был всем, будет ничем; тому, кто ничего не имел, но был во Христе, не прилепился к этому миру – большая награда». Или: «Критерий духовной жизни – наше отношение к врагам. Если мы о них молимся, жалеем, терпим, любим, духовная жизнь в нас теплится. Если их проклинаем, хулим, злословим, ненавидим, мстим, злорадствуем, то нет в нас духовной жизни и любви Божией».
Геронда часто приводил пример смирения преподобного Силуана Афонского. Один рабочий назвал его собакой. Силуан сказал: «Ты меня всегда так называй». И напоил его чаем с сахаром. Вот отношение к обидчикам.
Я говорил с монахами о пребывании Пояса в России. Они поражены отношением русских людей к святыне, не ожидали, что в русских людях присутствует такое почитание Божией Матери. Они поняли, что в нашей стране люди любят Богородицу.
– А как же вы понимали наставления, если геронда говорит на греческом?
– После трапезы греки собираются в одном зале, русские – в другом, и идет синхронный перевод поучений старца. К русским в Ватопеде вообще относятся очень внимательно, с любовью. Старец Ефрем говорил, что русские больше всего способны к созерцанию нетварного света. Конечно, собственные труды надо прикладывать: молитва, пост, покаяние – но все-таки… Русских на Афоне много, и они не только в Свято-Пантелеимоновом монастыре, во всех остальных монастырях обязательно есть один-два русских монаха. Среди отшельников-безмолвников, живущих высоко в горах, большинство наших земляков. Кстати, россияне каждый день идут на вершину горы Афон к храму Преображения, с палатками и спальниками. В Ватопеде всегда много паломников, как греков, так и русских. Ежедневно обитель кормит до 700 человек. В самом же монастыре 120 монахов – и все схимники.
– Какой лично для себя вы сделали вывод из посещения сего святого места?
– Не место спасает человека, а человек освящает место. Спастись можно везде. Главное, чтобы было желание. Хотя и место способствует. Здесь проживает Матерь Божия, таинственно и непостижимо, через определенные действия Она себя проявляет. Душа приходит в священный трепет, свои поступки, мысли, взгляд, движения направляешь на то, чтобы не опечалить Господа и Пречистую Его Матерь.
– На Афоне такие уникальные святыни…
– В Ватопеде, кроме Пояса Пресвятой Богородицы, находится часть Животворящего Креста Господня, Крест Константина Великого, честные главы святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, частицы мощей Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, прп. Евдокима Ватопедского и других святых угодников. Святыни всегда выносят паломникам. На воскресном богослужении, во время Великого входа я нес главу святителя Иоанна Златоуста.
В одной из мастерских Свято-Пантелеимонова монастыря есть икона святителя Иоасафа Белгородского, написанная лет 200 назад. Изображен святитель еще без нимба, это говорит о том, что на Афоне святителя еще до канонизации почитали как святого угодника. Сейчас к канонизации готовят нашего земляка-старооскольца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), который был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря в XIX веке. Мне вынесли из костницы его главу, дали в руки. В душе трепет и благоговение.
Нашего архиепископа Иоанна очень хорошо знают в Ватопеде, из обители два года назад владыка привез список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».
Афон – такое место, где понимаешь, каково предназначение человека, что именно здесь исполняется замысел Бога о человеке, который должен Господу служить и непрестанно Его славословить.