Алтарник священномученика Онуфрия

Иоасаф, архиепископ Ростов и Новочеркас
Иоасаф, архиепископ Ростов и Новочеркас

Под святыми сводами трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры 30 октября 1966 года в сан епископа был возведен наш земляк – архимандрит Иоасаф (Овсянников). Рукоположение совершили Святейший Патриарх Алексий Первый и семеро архиереев, двоим из которых (митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену и архиепископу Таллиннскому и Эстонскому Алексию) позднее суждено было самим стать патриархами.
Епископ Иоасаф, разменявший к тому времени уже седьмой десяток, первоначально был определен на Пермскую и Соликамскую кафедру. А с 1973 года (с 1977 – в сане архиепископа) нес он святительское служение в Ростовской и Новочеркасской епархии. Здесь и завершил он свой жизненный путь 2 апреля 1982 года. Не многие знали, что почивший владыка в годы своей молодости был алтарником у священномученика Онуфрия (Гагалюка).

О детстве и юности Василия Семеновича Овсянникова (будущего владыки Иоасафа)  известно немного. Согласно скупым биографическим сведениям, родился он в 1904 году в Белгороде. Рос в Старом Осколе. Рано лишился  отца и матери.
– Шестилетним сиротою остался я после смерти своих родителей, – вспоминал сам отец Иоасаф в речи при наречении во епископа. – Совершенно посторонняя добрая женщина приютила меня, и, сама глубоко верующая, она и меня с малых лет приучила молиться Богу и Его святым угодникам. Но с особым благоговением и горячей молитвой она научила меня обращаться к Матери Божией. И я всю свою жизнь, особенно в трудные ее моменты, а их у меня было немало, чувствовал на себе ласковую и твердую руку Богоматери.

Вид Ст.Оскола 1905 с Богоявленским собором
Вид Ст.Оскола 1905 с Богоявленским собором

К сожалению, имени доброй женщины, воспитавшей епископа, история не сохранила. Старожилы рассказывают, что жила она в полуподвальном помещении ныне реконструированного здания  на углу у Центральной районной больницы. Окошки комнаты были на уровне тротуара. Иногда детвора шалила, стучала в окно и убегала.
Вера Александровна Степанова помнит, что в голодные годы воспитательница Василия Овсянникова даже просила милостыню, сидя у дороги. Вот как бедно они жили.
И тем не менее воспитанник получил образование. Закончил сначала школу-семилетку, а впоследствии учился в Харьковском железнодорожном техникуме.
Когда в 1929 году была учреждена Старооскольская епархия, и в город прибыл владыка Онуфрий, Василий и несколько других ребят удостоились великой чести прислуживать ему в алтаре Богоявленского собора. Естественно, общение со святым подвижником еще сильнее укрепило его в вере христианской, открыто исповедовать которую стало уже небезопасно.
После ареста владыки Онуфрия Василий некоторое время работал чертежником в геолого-разведовательном техникуме. Затем взял расчет и куда-то уехал.
Позднее выяснилось, что в 1936 году, в самый пик жестоких гонений на священство и монашество, был пострижен с именем Иоасаф (в честь горячо им почитаемого святителя Белгородского). В переломный военный 1943 год монах Иоасаф стал иеромонахом и настоятелем харьковского Преображенского собора. А через год он вступил в братию знаменитого Почаевского монастыря.
– Большим счастьем для меня было пребывание в великой обители Матери Божией – Почаевской Лавре, обстановка и дух которой оказали значительное влияние на духовное мое возрастание, – рассказывал владыка Иоасаф, подводя итоги этому периоду своей жизни. – Затем я был переведен в число братии Кременецкого монастыря, а в 1950 году назначен его настоятелем. С 1953 года и до 1966 года совершал пастырское служение в Полтавской и Ташкентской епархиях.
В шестидесятые годы отец Иоасаф (уже в сане архимандрита) заочно закончил духовные семинарию и академию в Ленинграде. В 1966 году, незадолго до рукоположения во епископа, он был удостоен звания кандидата богословия за курсовое сочинение «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения». Возможно, это сочинение еще хранится в архивах Санкт-Петербургской академии.
В июне 1973 года епископ Иоасаф (Овсянников) назначен на Ростовскую кафедру, а в 1977 году удостоен сана архиепископа.
«Высокой молитвенностью, любвеобильной простотой и доступностью он заслужил искреннюю любовь и уважение паствы, – вспоминал секретарь Ростовского епархиального управления протоиерей Василий Загреба,  которому досталась печальная обязанность – произнести прощальное слово над гробом почившего архипастыря. – Невзирая на немощи, особенно в последние годы, владыка Иоасаф посещал как ближние, так и дальние приходы, совершал в них богослужения и проповедовал. Главной заботой он считал пополнение числа епархиального клира».
Архиепископ Иоасаф, всю свою жизнь чувствовавший особое покровительство Божией Матери, отошел ко Господу в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Вот как описывает его смерть отец Василий:
«Во время утрени Владыка Иоасаф чувствовал себя бодро, был в приподнятом настроении. Он прочитал первую часть акафиста Божией Матери. Войдя в алтарь, он приложился к престолу. Обменявшись с настоятелем собора несколькими словами о дальнейшем порядке службы, Владыка в полном облачении мирно предал душу Господу и Его Пречистой Матери, Которую он так любил и почитал…»
4 апреля 1982 года (это был воскресный день) после вечернего богослужения у гроба архипастыря совершил панихиду владыка Никодим (Руснак) (ныне митрополит Харьковский и Богодуховский). Именно ему было поручено усыновить овдовевшую ростовскую паству. Нельзя в связи с этим не отметить два факта. Владыка Никодим в октябре 1966 года участвовал в рукоположении архимандрита Иоасафа (Овсянникова), а в начале девяностых был одним из главных инициаторов прославления священномученика Онуфрия, святого наставника юного Василия Овсянникова.

Владимир РУСИН

Автор благодарит за помощь работников Синодальной библиотеки

«Православное Осколье» № 9 от 5 марта 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + = 24

АРХИВ ГАЗЕТЫ