Александр Македонский — учитель христиан?..

Фрагмент мозаики «Битва при Иссе». Помпеи, ок. 100 года до Р.Х.

В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» персонаж, известный как Городничий, произносит следующие слова об учителе: «Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Что такого необыкновенного было в Македонском полководце? Почему среди череды других выдающихся правителей и завоевателей именно его фигура вызывала такой восторг у скромного учителя истории в царской России?

Завоеватель по наследству

Еще со школьной скамьи мы помним, что Александр считается самым великим полководцем эпохи Древнего мира. Он родился 20 июля 356 года до Р. Х. и являлся сыном македонского царя Филиппа II, который подчинил себе всю Древнюю Грецию. Это можно было сделать только силой, ибо греческие полисы (города-государства) постоянно враждовали друг с другом и с соседними странами. К македонянам греки относились как к варварам, хотя эти их северные соседи охотно воспринимали культуру Эллады и к ним относились с явным пиететом.

Битва Александра против Дария. Художник Пьетро да Картона, 1644-1650 гг.

Александр стал царем в 336 году до Р. Х., достигнув возраста всего 20 лет, после того как отец погиб в результате покушения, организованного политическими противниками.
С юных лет он участвовал в военных походах Филиппа, проявив себя незаурядным военным руководителем. Он разбил фракийское племя медов и подчинил его македонскому царскому дому. Во время войны в Греции командовал конницей в битве при Херонее (338 год до Р. Х.). Ему удалось сокрушить в этой схватке Священный фиванский отряд, что привело к поражению греков.
Но глупо представлять Александра обычным рубакой и тупым солдафоном. Его учителем был известный философ Аристотель. Александр восхищался искусством и литературой: любил читать «Илиаду» Гомера и восхищался творчеством поэта Пиндара.
Все это, конечно, важно для становления личности будущего императора. Но не эти скромные с точки зрения истории успехи прославили имя Александра на две тысячи лет вперед.

Создатель империи

Все началось с того, что в свое время царь Александр Македонский организовал небывалый по своей дерзости и масштабу военный поход против Персидской державы – старинного и грозного соперника греков. Начав его в 334 году до Р. Х., он разбил врага в пух и прах. При этом он покорил Малую Азию, Египет, Переднюю Азию и дошел до Индии, где был вынужден прекратить свои завоевания из-за ропота уставшего войска.

Государство Александра Македонского раскинулось на территории от Эгейского моря и до реки Инд. Столицей его Александр сделал Вавилон. Но правил он недолго после окончания войны. В 323 году до Р. Х. царь скончался после пира в своем вавилонском дворце. Причина его смерти в возрасте почти 33 лет историками не установлена. Современники подозревали, что Александра, уже тогда прозванного Великим, отравили, или же сказались неумеренная тяга к вину и лихорадка, которая является давним бичом Междуречья и по сию пору.

Державу Александра поделили главы его войск – диадохи. После междоусобицы каждый из них стал править отхваченным куском бывшей империи. А Персия с течением времени восстановила свою государственность и оставалась самым серьезным противником Древнего Рима, подгребшего постепенно под себя остатки некогда великой державы Александра Македонского.

Герой романа

Еще при жизни древнеегипетские жрецы в оазисе Сива объявили Александра богом и сыном бога Амона-Ра (которого греки соотнесли с Зевсом – главным божеством олимпийского пантеона). Завоеватель все это воспринял благосклонно, ибо сам являлся язычником и уверовал в свое божественное происхождение.

Иллюстрация к роману о Великом Александре. Из армянской иллюминированной рукописи, XIV век

Казалось бы, какое дело было христианам до Александра Македонского – языческого великого полководца, славолюбца и правителя, прямо скажем, не очень успешного, да и властвовавшего не столь долго? Однако в православной Византийской империи и через тысячу лет Александр Македонский не был забыт. Примечательно, что главную роль в сохранении памяти об Александре Великом сыграли не исторические документы, а художественное произведение – роман «Александрия» («Александрида»), написанное во II-III веках от Р. Х. и пользовавшееся огромной популярностью, почти так, как в XXI столетии от Р. Х. цикл фэнтезийных романов о Гарри Поттере. Автор «Александрии» скрылся под именем Каллисфена – родственника Аристотеля, сопровождавшего македонского царя в походе против персов. Из-за этого автора обычно называют Псевдо-Каллисфеном. Роман переполнен мифологическим содержанием, легендами, да и привычными сказочными сюжетами.
Жизнь и смерть Александра Македонского интересовали людей. Роман позволял удовлетворить эту тягу. Для христиан образ македонского царя явился примером бренности мирской славы и величия Божиего.

Пример для христиан?

В православном Предании сохранился рассказ о том, как в пустыне преподобный Сисой Великий (+ 429 год от Р. Х.) нашел гроб со скелетом Александра Македонского в истлевших одеждах. Святой сказал: «…к чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертию, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключенная в темницу своего бренного тела, так и не обретет для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании ее, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях».

На Русь образ Александра Македонского пришел из Византии. «Александрию» русские книжники читали, особенно с упоением вникали в повествование князья. Образ полководца завораживал своими достоинствами и одновременно отталкивал недостатками. Жизнь Александра стала для русских христиан примером того, как безудержные страсти губят человека и развращают его. Македонского царя уважали за полководческий дар, проявляемую им честность и смелость, но вот склонность к немотивированному насилию, распутство и гнев – эти грехи Александра, безусловно, осуждались.

Полет Александра Македонского. Византийский рельеф

В «Житии святого благоверного великого князя Александра Невского» есть прямое сравнение с праведными царями Соломоном и Давидом, а также Александром Македонским. Последнее уподобление приведено явно для того, чтобы читатель «Жития» понял, каким значительным воинским талантом обладал святой князь, и не более.

Можно предположить, что «Александрию» святой Александр Невский читал, ибо слыл любителем книг. Конечно, еще он ведал об упоминаниях в Библии об Александре Македонском и его царстве. В Ветхом Завете держава Александра Македонского возникает в апокалиптических видениях пророка Даниила, открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырех последовательно сменяющих друг друга царств – «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (Дан. 2:39). В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь – четырехголовый барс с четырьмя крыльями, т. е. властитель всех четырех сторон света, за которым следует время четвертого зверя (Дан. 7:6-8)… Александр Великий («царь Греции») появляется в образе «косматого» однорогого козла, который сокрушает предшествующее (Мидо-Персидское) царство, символизируемое овном с двумя неодинаковыми рогами; однако и его царство недолговечно и распадается на четыре части (рога, «обращенные на четыре ветра небесных») (Дан. 8:5-14, 20-22; 11:3-4). Для осуждения власти наследников Александра, эллинистических царей, от которых вышел «корень греха», в 1 Макк. 1:1-7; 6:2 образ Александра Великого избирается как точка отсчета нового миропорядка и новых страданий для иудеев (см. «Православную энциклопедию»).

Любопытно, что один из сюжетов «Александрии» можно увидеть на стенах храмов Северо-Восточной Руси (XII век) и средневековой Европы, и византийских барельефах. Это так называемое «Вознесение Александра Македонского на небо». Царь летит в корзине, влекомой грифонами или орлами в поднебесье. По роману, македонский полководец вынужден был опуститься на землю после явления страшной птицы, повелевшей ему бросить свою затею. Сюжет четко показывал, что любая земная власть – ничто перед Творцом.

Великое наследие

Карта завоеваний Александра Македонского

Александр воевал, сжигаемый изнутри огнем славолюбия. Но Господь использовал походы этого великого языческого полководца для будущего. Македонский царь основал город Александрию в Египте, который был центром позднего античного мира. Здесь семьдесят толковников перевели на греческий язык Ветхий Завет (этот перевод именуется «Септуагинтой», лат. Septuaginta – семьдесят), здесь апостол и евангелист Марк основал Церковь, здесь жили и проповедовали великие святые христианского мира.
Александр Македонский первым создал тип универсального государства – империю, которую потом унаследовал Древний Рим, а от него – Византийская христианская империя. И по путям Александра Великого христианство пошло на Восток.
Бог любые деяния и дела человеческие обращает к распространению Истины и спасению душ наших. Пример македонского полководца красноречиво говорит об этом.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ