Александр III: портрет православного императора
10 марта (по новому стилю) родился Император Александр III Миротворец
Весна. Март. Великий Пост. Православные ждут прихода Пасхи. Но неспокойно ныне на землях Святой Руси. Украина объята ложным гневом, клятвопреступлениями и ядом ненависти. Невольно обращаешься к нашей истории, чтобы понять, как можно было бы избежать нашествия бесовщины на города и веси, принявшие Православие еще при святом равноапостольном князе Владимире. И понимаешь, что роль правителя чрезвычайно велика в преодолении смут и нестроений.
Многие православные христиане любят читать пусть и не каноническую, но весьма назидательную Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. И это неслучайно, ибо еще в Правилах Святых Апостолов (пр. 85) говорится: «Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха». Однако мне мнится, что данная замечательная частичка Ветхого Завета является полезной не только для молодых людей, но и для всех христиан.
Возьмем в спутники сына Сирахова, откроем Библию: «Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней. В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою.
Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих. Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания» (Сир 10, 1-8).
В русской истории был правитель, который любил Книгу Иисуса, сына Сирахова, и пытался от души следовать заветам древнего мудреца.
Император Александр Третий Миротворец (1845-1894)
Март следует признать месяцем царя Александра Александровича. Он родился 10 марта (н. ст.) и принял крест власти над империей 14 марта (н. ст.), после злодейской расправы революционеров над Александром Вторым.
Изначально Александра не приуготовляли к престолу, императором должен был стать его старший брат – Николай. В 1865 году Николай Александрович скончался. И наследником трона стал уже Александр Александрович.
По традиции всех Романовых-мужчин великий князь очень рано начал приобщаться к военной службе. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. будущий Миротворец командовал Рущукским отрядом. Там он воочию увидел, что война – не эпическая сказка, а кровь, пот и тяжелый труд, и убедился в непреходящих свойствах отважных русских солдат.
В 1881 г. террористы, развязавшие буквально «охоту» за Александром II, сумели убить императора, освободившего крестьян из крепостной неволи. На следующий день царство принял в свои руки Александр III. Страна шаталась. Разбои и теракты являлись чуть ли не обыденным делом. А либеральная «общественность» всегда оправдывала идейных убийц и насильников (совсем как на Украине XXI века). Лев Толстой молчал, когда взрывали полицейских, чиновников, случайных горожан и самого царя. Но сразу же заговорил во весь голос, требуя не применять смертную казнь против душегубов-террористов. Сами революционеры, обнаглев до крайности, отправили письмо новому царю с требованиями по изменению государственного устройства России, причем совсем не постеснялись сопроводить их открытыми угрозами самодержцу.
Скорбь по убитому отцу не превратилась в ужас перед террористами. Приняв разумные меры безопасности, император Александр Третий сумел навести за недолгий срок элементарный порядок в стране, невзирая на анархистские призывы такого авторитета, как Лев Толстой. И если в предыдущее царствование Российская империя захлебывалась от крови, то за весь период правления Александра Александровича (13 лет) всего было осуществлено два теракта, один из коих (неудавшийся) псевдоборцы за народное дело совершили против него самого.
На Александра Третьего либеральными и советскими историками были вылиты ушаты грязи, любые сплетни и выдумки обозначались ими как непреложные факты. Но предоставим слово хотя бы великолепному русскому писателю И.С. Тургеневу: «Александр III обладает многими из тех существенных качеств, которые создают если не великих, то, по крайней мере, хороших и настоящих государей. Всякий человек родится с особыми способностями к той или другой профессии; этот государь кажется рожденным с несомненными способностями к власти. Он в расцвете сил, здоров телом и духом, у него величественные манеры, царственный вид. Характер у него спокойный, рассудительный, энергичный и уравновешенный. Отличительная черта его, качество, так сказать, обволакивающее собою все другие, это честность, честность щепетильная, абсолютная, без компромиссов и без примесей… В собственной семье он часто выказывал свое глубокое отвращение к распущенности… Люди, которые воспитывались вместе с ним, уверяют, что даже ребенком он никогда не лгал»( И.С. Тургенев. ПСС, т. 10. – С. 285-286).
Перед нами из тургеневского рисунка встает образ истинного православного государя.
Правление императора Александра Александровича в действительности было тихим в ратном отношении. Крупных войн не было; император, впрочем, обладал сильной армией, но предпочитал решать все сложные международные проблемы дипломатическим путем, используя косвенно военно-стратегическое давление. Только столкновение с афганцами (подзуженными англичанами) у Кушки выбивается из общей тенденции.
Образование: земское или церковно-приходское?
Российскому царю историки обычно припоминают так называемый указ «о кухаркиных детях» (совершенно не собираясь разбираться в смысле сего документа), и намеренно забывают о том, что сделано на ниве народного просвещения Александром.
Император хорошо понял, что земские школы, вместо того, чтобы давать нормальное образование, сеют в основном безбожие и разруху в головах учеников. Да и преподавательский контингент в эти школы подбирался по остаточному принципу, особенно страдали учебные заведения в сельской местности. В учителя земские деятели спокойно запихивали людей, не имеющих достаточного образовательного уровня, пропойц и мздоимцев, изгнанных из гимназий, а также революционеров, желавших прикрыть хоть чем-то свою подрывную деятельность. Поэтому ставка была сделана на церковно-приходские школы, которые по потенциалу не являлись хуже школ земских. В 1884 г. имелось около 4,5 тысяч церковно-приходских школ, в коих училось 105 тысяч детей, к концу же царствования – 30 тысяч школ и 917 тысяч учащихся.
Личное благочестие императора положительно сказалось и на нашей Церкви. Вспомним цитату из Иисуса, сына Сирахова, приведенную выше!
Количество епархий увеличилось с 59 до 64, а монастырей – с 631 до 774, при общем росте православных христиан с 64 млн. до почти 76 млн. человек (включая новообращенных из язычества и перешедших из иных вероисповеданий).
Значительное внимание царь уделял и бедному люду, твердо помня заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Достаточно будет упомянуть императорские указы и распоряжения о понижении выкупных платежей для крестьян и учреждение специального поземельного крестьянского банка. Здесь же в одном ряду идут отмена подушной подати (1886 г.), ограничение работы малолетних и льготы для подростков и женщин, вынужденных трудиться на заводах. Да, Россия при Александре не была идеальным государством. Трудящимся приходилось несладко. Но императорская власть постоянно стремилась изменить имеющийся порядок вещей, причем встречая яростное сопротивление помещиков, капиталистов и даже части дворян, не принадлежащих ни к первым, ни ко вторым (ну не могли они уравнивать себя с выходцами из «низших классов» чисто психологически!).
Император Александр III очень любил русскую икону (о чем пишет В.О. Ключевский) и поддерживал «русский стиль» в архитектуре и строительстве.
Как человек весьма незаурядный, царь прославился некоторыми своими поступками и высказываниями. Его фразы: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас» и «Всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избегать ужасов войны» стали хрестоматийными. В них виден и здравый смысл, и забота о подданных. И их уже неоднократно оправдывала история…
«Европа подождет…»
В посты стараюсь телевизор не включать. Но переживаешь за православных русских людей на Украине и не выдерживаешь (Господи, прости!). Американский журналист, доблестный представитель «свободного мира», участвуя в «круглом столе» на канале «Россия-24», вел себя откровенно по-хозяйски, часто перебивал ведущую и затыкал других журналистов, навязывая американскую точку зрения об агрессивной России и «милой» хунте в Киеве. И опять невольно вспомнился император Александр Миротворец.
Случай хорошо известен. Послы европейских держав пытались в неурочное время добиться приема у царя. Они полагали, что «цивилизованные» дипломаты легко добьются нужного от «варварского» правителя. Александр же отдыхал и ловил спокойно рыбу. Узнав о настойчивости иноземцев, государь изрек: «Европа подождет, пока русский Царь рыбачит». И сия речь не была проявлением гордыни. Александр Александрович прекрасно понимал, что нельзя показывать слабость противнику, нельзя позорить лебезением перед иноземцами ни титул, ни Православие, ни народ, ни Россию саму. Ныне же мы забыли этот урок.
Царь при катастрофе поезда в октябре 1888 года под Харьковом некоторое время (вплоть до прихода помощи) удерживал крышу вагона-столовой, спасая семью и прислугу. В дальнейшем это сказалось на его здоровье, сотрясение и перенапряжение привели к хроническому заболеванию почек. Болезнь развивалась. После того, как Александр зимой 1894 г. после охоты в Беловежье простудился, ситуация стремительно ухудшилась. Осенью государь скончался. Во время болезни Александр Александрович с достоинством терпел все муки, принимая все, как должно православному христианину. Смерть же императора еще раз засвидетельствовала и его глубокую веру, и надежду на Господа Иисуса Христа.
Время правления и личность усопшего государя оценили по заслугам не только православные христиане, но и представители иных конфессий и религий. Скажем, «раввин Б.И. Берштейн в своей речи на кончину императора подчеркнул, что покойный царь «первым показал свету, что сила Государя является не в разрушительных войнах, оставляющих вдов и сирот, а в господствующей всюду – тиши… Он явился прототипом для всех монархов: стремясь к миру, он был готов во всякое время отражать могущественного врага; он держал бразды правления не только России, но и всей Европы; от того все его чтили и трепетали перед ним» (Цит. по: Мультатули П.В. Внешняя политика Императора Николая II (1894-1917). – М.: ФИВ, 2012. – С. 28.).
Русский царь Александр Третий являет всем нам пример терпеливого следования за Христом, пример «верного», не изменившего предназначенному от Господа пути, не отказавшегося ни от чего, посылаемого Богом.
В Великий пост стоит обязательно особо помолиться Пресвятой Троице об этом человеке, об этом российском императоре, который искренне любил Сына Божьего и Россию – удел Пресвятой Богородицы!
Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ