Крещение ребенка – в чем главный смысл?

ff4a4833-bd98-4b33-ae7e-803736f5484bНа Руси детей крестили всегда – и верующие, и маловерующие, и прихожане, и «захожане» – люди, бывающие в храмах один-два раза в год. Светские журналисты, ориентируясь на последнюю категорию и пытаясь в своих изданиях ответить на самые распространенные вопросы, касающиеся Церкви, сегодня нередко публикуют интервью со священниками. Мы предлагаем вниманию читателей разговор иерея Николая Дубинина, настоятеля храма вмч. Феодора Стратилата, с редактором газеты «Новости Оскола» Ларисой Чащиной о том, зачем нужны собеседования перед крещением с родителями и крестными, и о чем они?

– Подобные беседы – это шанс нам услышать друг друга. Священнику – услышать людей, а людям – услышать священника. Вы, наверное, удивитесь тому, с какого вопроса крестным и родителям я начинаю проводить беседу перед крестинами. Я спрашиваю, куда они пришли – в храм или в Церковь?

– Интересно, а почему такой вопрос?

– Почему я так ставлю вопрос? Потому что приход в Церковь и приход в храм – это разные вещи. Храмом мы называем здание, в то время как Церковь – это собрание верующих, сообщество христиан. Можно прийти в храм и не стать христианином. А вот войти в Церковь – это значит стать ее частью. Само слово «церковь» так и переводится – «собрание». И вот людям сегодня важно об этом напоминать – мы крестим ребенка для того, чтобы он вошел в собрание христиан, стал реальным членом церковного сообщества. К сожалению, такое понимание крещения, как вступление личности в Церковь, почти отсутствует у родителей и крестных.

– Вы сказали «к сожалению», почему?

– Потому что для большинства приходящих это великое событие ограничено лишь обрядовой стороной дела. В основном людей волнует лишь форма исполнения – как «правильно» выполнить внешний алгоритм действий: какой крестик купить, какую свечу, какую рубашечку и так далее. Вспоминается курьез: один знакомый священник проводил беседу перед крещением, долго рассказывал о вере, «о божественном», как люди говорят. В завершение спросил, есть ли у кого вопросы, и услышал: «Батюшка, скажите, а вода будет теплая?» Это означает, что священники и пришедшие на крестины люди говорят как бы на разных языках, мы по-разному смотрим на одно и то же событие. Я вполне приветствую и понимаю все переживания и хлопоты, всегда стараюсь подсказать и помочь. Но все же крещение не должно замкнуться только на внешней стороне дела. Оно не должно завершиться вечером на праздничной трапезе в кругу семьи. Оно завершится тогда, когда ребенка начнут водить в храм на причастие и реально воцерковлять. Вот тогда приход в Церковь будет иметь смысл.

– А почему после крещения необходимо водить ребенка в храм на причастие? Не достаточно ли потом просто верить в душе?

– И вот опять же – да потому, что крещение – это вступление в церковное сообщество, это принятие образа жизни этого сообщества. А у церковного сообщества есть свои правила, свой устав и каноны. Войдя в какое-либо сообщество, ты либо принимаешь эти нормы, либо твой приход был непонятно для чего. Нужно задуматься  – я принимаю веру, чтобы изменить себя, или принимаю веру, чтобы изменить ее под себя? Когда человек не готов менять себя – он начинает выдумывать свой собственный вариант христианства:  веру «в душе», «по-своему» и тому подобное. В таком «комфортном» варианте не нужно постов, не нужно каяться в грехах и работать над своей душой, не нужно посещать богослужения. Никакой реальной работы, никакой работы над собой. Все, что ты должен – думать, что ты веришь.

– То есть крещение – это вступление в церковное сообщество христиан и автоматическое согласие со всеми его правилами?

– Совершенно верно, только так и никак иначе. Попробуйте вступить в сообщество автомобилистов и заявить инспектору ГИБДД, что некоторые правила ПДД вы не собираетесь исполнять (смеется, – прим. авт.). Или приведу такой пример. Некий человек хочет вступить в спортивное сообщество, начать спортивный образ жизни. Что он делает? Приходит во Дворец спорта, знакомится с тренером, покупает экипировку, абонемент на тренировки, вступает в спортивный клуб. Отличное начало: фото с тренером, классные кроссовки, фирменная футболка. Но ведь помимо внешнего алгоритма действий, нужно начать и сам спортивный образ жизни! А это и здоровая пища, и отказ от вредных привычек, понуждения себя на регулярные тренировки, не так ли? И вот, не рассчитав силы и намерения, человек вдруг заявляет тренеру – на тренировки я буду приходить несколько раз в году, когда меня душа позовет, мне достаточно в душе быть спортсменом, и вообще, мне посредники в спорте не нужны – для меня главное верить в душе, что я спортсмен. Это не спорт меня должен изменить, а мне удобнее придумать свою версию спортивного образа жизни, где все проще и комфортнее. Даже звучит смешно, правда?!

Но ведь именно так  большинство и рассуждает, когда приходят крестить своего ребенка! Сколько раз я слышал – батюшка, вы нас покрестите, мы все купили, все оплатили, фотографа наняли, даже кафе уже заказали. Мы весь церемониал приготовили. А вот как ходить, и ходить ли вообще на церковные службы, каяться в грехах и регулярно причащаться – это сами решим. И вообще, главное – в душе быть верующим. Нельзя так принимать веру.

– А как часто нужно причащаться?

– Вообще, строго говоря, нет какого-то точного графика для всех и каждого. Но обычно принято причащаться хотя бы раз в месяц. Самое главное в том, чтобы исповедь и причастие стали духовной потребностью, сопутствовали ритму духовной жизни христианина. Если он всерьез старается вести здоровый образ своей духовной жизни – он тренирует себя постом, ограничивает свои страсти и борется с пороками, находит время для общения с Богом  через молитву. И в этой-то борьбе, в этом труде над собой у него развивается  потребность регулярно исповедоваться в грехах и причащаться. Ведь тот, кто старается следить за своей чистотой, не игнорирует душ и регулярную стирку одежды. Также и тут, если ты стараешься быть настоящим христианином, ты не станешь игнорировать очищение души через регулярные исповедь и причастие.

– Что скажете в напутствие читателям?

– Дорогие христиане, братья и сестры по вере! Всякий раз, когда мы смотрим на свой крестик, не забудем, какой ценой наш Господь приобрел Церковь, как дорог Ему каждый из нас. Ты можешь прийти в храм и быть прощенным Богом, который заплатил за твой грех Своей смертью на кресте. И ты являешься частью Его Церкви, частью, которая Ему бесконечно дорога. Пусть и Он будет тебе по-настоящему дорог.

беседовала Лариса Чащина

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ