21 июля – день празднования Казанской иконы Божией Матери

Икона Богородицы из Колодезя

С давних пор в Свято-Троицком храме находится старинный образ Казанской иконы Божией Матери. Верующие старооскольцы почитают икону чудотворной, так как существуют современные свидетельства помощи Пресвятой Богородицы через Свой древний образ.
До недавнего времени история явления иконы Казанской Божией Матери в Троицкой слободе была неизвестна и в некой степени окутана тайной. Краевед А.П. Никулов в своем историческом исследовании «Оскольский край» дает краткое описание Казанской иконы, находящейся в деревянной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь относилась к мужскому монастырю Живоначальной Троицы слободы Стрелецкой, который был упразднен в 1765 г. Скорее всего иконы и вся церковная утварь были переданы в недавно построенный насельниками монастыря Свято-Троицкий храм. Но подтверждающих свидетельств этого факта не было.
В июне 2012 года были обнаружены материалы, которые прояснили некоторые подробности появления данной святыни в старооскольском храме, хотя сама история оказалась довольно запутанной.
В 1903 году протоиерей Алексий Танков опубликовал в Курских епархиальных ведомостях статью о том, что «в 1768 году однодворцы с. Дубинина Колодезя Старооскольского уезда (ныне -село Ключи Горшеченского района – соб. прим.) просили в Белгородской духовной консистории о возвращении Казанской иконы Божией Матери из упраздненного монастыря в новоустроенную приходскую церковь с. Дубинина Колодезя». Старожилы села утверждали, что икона в течение десяти лет находилась у жителя села Алексея Тельного. Он построил для иконы часовню и впоследствии выкопал колодец. Потом А. Тельной отдал икону в приходскую церковь Архангела Михаила села Солдатского (ныне Горшеченского района), так как своего храма в селе Дубинин Колодезь не было.
Как пишет протоиерей Алексий Танков, «из этой церкви ежегодно бывал крестный ход 8-го июля к колодезю в село Дубинин Колодезь. Лет 50 тому назад (т.е. около 1720-х годов) в село Солдатское приехал игумен Старооскольского Троицкого монастыря Феофил, как раз накануне 8-го июля, и на другой день «без всякого указу» взял икону в свой монастырь. С тех пор крестный ход к колодезю совершался ежегодно уже из Троицкого монастыря».
Возможно, сохранившееся предание о явлении иконы в колодезе или роднике основывается на факте крестного хода с почитаемой иконой из монастыря в село Дубинин Колодезь.
Автор пишет, что икона «каким-то случаем» сгорела: «Тогда Тельной приобрел другую икону Пресвятой Богородицы в Белгороде за 5 рублей. Новую икону поставили в монастыре, и по-прежнему с нею совершался крестный ход в село Дубинин Колодезь. А когда в Троицкий монастырь «наехал» игумен Илларион (Курдюмов), то запретил совершение крестного хода без указа и повеления архиерейского.
На иконе был большой серебряный венец, и она стояла в деревянной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1781 году, когда в консистории велось дело о вышеупомянутой иконе, Троицкая монастырская церковь была уже приходскою». Тем более, что к этому времени село Дубинин Колодезь находилось в другой епархии – Воронежской. Так чудотворная икона и осталась в Свято-Троицкой церкви Стрелецкой слободы Курской епархии.
Из фондов Государственного архива г. Курска известно, что в первой половине ХХ века местночтимую икону Казанской Божией Матери постоянно брали прихожане по домам для служения молебнов, для чего и был специально определен третий священник в храме. Редко когда икона оставалась в храме.
С Октябрьским переворотом 1917 года все изменилось. «Настало время экономически невозможно тяжелое. Народ обнищал, влачит жалкую, полуголодную жизнь. Теперь народ стал из-за тяжелых условий жизни редко брать икону домой. Раньше были паломничества и огромное стечение народа к иконе из других соседних и отдаленных приходов, теперь этого нет», – писал в 1922 году настоятель Троицкой церкви священник Михаил Павлюк митрополиту Курскому и Обоянскому Назарию.
В настоящее время возобновилось почитание старинной святыни. Вновь к намоленному образу прибегают верующие, ища заступничества у Царицы Небесной. В прошлом году, 4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, с чудотворным образом священнослужители объехали вокруг Старого Оскола, чтобы Богородица даровала Свой покров и заступничество нашему граду.
Светлана Шестакова, научный сотрудник Александро-Невского собора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1