14 августа начался Успенский пост

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. О нем упоминает в беседе Лев Великий около 450 года. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так, особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».
Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию выноса креста, или крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». Издревле в Константинополе по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, сложился обычай износить из царской сокровищницы Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Вплоть до праздника Успения Богородицы по всему городу проходили литии (усердное моление), и весь народ прикладывался к Животворящему Древу.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В этот день проходили крестные ходы на реки и освящение воды. «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем», — упоминается в «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году.
Ныне же в Русской Православной Церкви сохранилась традиция в этот день совершать малый чин освящения воды. На праздник изнесения Животворящего Креста Господня происходит и освящение меда нового сбора. В Украине в этот праздник приносят освящать мак и зелень. Все это лишь благочестивая народная традиция, которая хоть и не связана с историей праздника, но есть отражение православного сознания. Господь дает человеку различные плоды для пропитания, и человек в знак благодарения Богу за помощь в их производстве приносит первые выращенные плоды в храм. Поэтому православные люди спешат на Медовый Спас, такое название получил этот праздник в народе, в храм с баночками меда, чтобы батюшка окропил его святой водой, а Господь наделил этот полезный продукт Своей особой целительной силой.
Вот так начинается Успенский пост: с молитвы к Животворящему Кресту, с воспоминания Крещения Руси и освящения первых плодов. В этом празднестве переплелись церковные традиции Византии и обычаи православной Руси, сложившиеся за ее тысячелетнюю историю.

Светлана Петрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

45 − 41 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ