13-летний староосколец Максим Соболев с ДЦП в уме решает задачи с трехзначными цифрами и фотографически запоминает текст
На пасхальной Светлой седмице диакон Александро-Невского собора Сергий Епифанцев, волонтеры и социальные работника храма посетили старооскольские семьи, где живут дети-инвалиды. Побывали они и в семье 13-летнего Максима Соболева. Его диагноз – детский церебральный паралич, он с усилием может двигать левой рукой, иногда и правой. Мальчик не может говорить, но хорошо слышит и обладает феноменальными умственными способностями. Говорят, если у ребенка сильный физический недуг, Господь Бог наделяет его другими способностями и талантами. Так, наверное, и в случае со старооскольцем Максимом Соболевым. Педагоги рассказывают, что среди детей с ДЦП есть дети читающие, говорящие. Максим же – мыслящий.
Воспитание ребенка-инвалида – это большое испытание для родителей, их крест. Но мама Максима Валентина Харина не унывает, хоть и не может слышать от своего ребенка не только ласковых, но и простых слов. Несмотря на то, что мальчик очень болен, он заканчивает пятый класс с хорошими отметками. В его дневнике почти одни пятерки. К Максиму приходит педагог из старооскольской 23-й (коррекционной) общеобразовательной школы Людмила Мызина и обучает его по специальной программе.
Людмила Яковлевна и мама Максима Валентина Викторовна вместе разработали программу для обучения ребенка. Благодаря этому у мальчика и развились необычные способности. Максим очень быстро складывает в уме и перемножает трехзначные цифры, читает про себя текст, буквально фотографируя его в памяти. А затем отвечает по нему на вопросы, указывая на таблички с правильными ответами. Узнав от таких способностях Максима Соболева, мы, конечно, сразу не поверили. Но когда пришли к нему в гости, то воочию в этом убедились.
Математическую задачу Максим решает за секунды
Во время домашнего обучения Максим сидел на коленях у мамы, а его педагог, Людмила Яковлевна, разложив на столе карточки с цифрами, вела урок математики.
– Жаль, что Максим не может говорить, но мы нашли способ общения с ним, – рассказывает Людмила Мызина. На каждый урок мы заготавливаем карточки с правильными и неправильными ответами. И раскладываем их на столе. После того, как он прочитал задание, мы задаем ему вопрос. И он левой рукой, которой может двигать, показывает на карточки с ответами. Из всех разложенных выбирает правильный ответ. Не каждый ребенок с подобным заболеванием обладает такими способностями. Вы сможете сами решить математический пример с трехзначными цифрами в уме? Вам как минимум понадобится листок бумаги и ручка. Максим прекрасно обходится без этого.
Педагог берет учебник математики и читает условие: пять умножить на пять плюс четыреста восемьдесят. Спустя несколько секунд Максим показывает табличку с цифрой 505.
– Мама не успевает решить, Максим уже решил задачу! – радуется за мальчика Людмила Яковлевна. Мы показываем по своему выбору на первую попавшуюся задачу в учебнике.– Максим, давай решим математическую задачу, – обращается к своему воспитаннику Людмила Яковлевна.
– Возьмем математическую задачу N 408.
Она читает условие:«В швейной мастерской было 127 метров полотна. Из 71-го метра полотна сшили наволочки. Из остальных – семь одинаковых пододеяльников. Сколько метров полотна пошло на один пододеяльник?»
Вот Максим уже тянет руку к карточке. У него ответ готов. На карточке цифра 8. Правильный ответ! Мы все удивлены такой скоростью подсчета.
– Сразу такую задачу в уме не решишь, – говорит педагог Мызина. – В уме все подсчитать и сложить тяжело даже для взрослого человека. Бывает, я приношу ему старые примеры, когда не успеваю приготовить новые, думаю, что повторит. Я приношу их, он голову опускает. Дает понять, что мы это уже проходили, и он все запомнил. У него в памяти все откладывается. Все задачи и примеры он решает в первый раз. И каждый раз новые. Я думаю, что если бы у него нормально двигалась рука, он бы стал грамотным компьютерщиком. Если бы у него была возможность управлять той же компьютерной мышкой…
Для поддержки больного Максима нужен динамический параподиум, на который у родителей нет денег
Максим подрастает. Ему с таким заболеванием, для поддержания мышечного тонуса, необходим динамический параподиум. Бабушка Максима, Вера Павловна, и его мама говорят, что органы медицинского страхования готовы полностью компенсировать затраты семьи при покупке реабилитационного аппарата. Но, к сожалению, таких денег (это около 100 тысяч рублей) у многодетной семьи нет. В семье Хариных еще двое мальчиков, а Максим – сын Валентины от первого брака.
– Мы с Максимом начали заниматься с пяти лет, я показывала ему буквы и цифры, потом буквы начали складывать, – рассказывает о своем мальчике Валентина Харина. – Потом начали складывать слова, дальше пошло развитие. Иногда бывает, что он плачет. Я напишу ему: что болит, голова, живот? Он показывает на карточку. Под Белгородом есть спецсанаторий «Веселая Лопань», там с ним тоже занимались специалисты. Сейчас он стал хорошо развиваться, хотя быстро устает. Но решает все быстро. Бывает, я ему приготовлю задание на неделю, так он за двадцать минут все сделает.
Следующим уроком был урок природоведения.Максим прочитал страницу нового параграфа, затем глазами показал, что закончил. Людмила Яковлевна закрыла учебник, Максим начал отвечать на вопросы педагога.
– Какими хлебными культурами засаживают поля? – задает она вопрос.Мальчик протягивает руку к табличкам с надписями «рожь», «овес», «рис». В списке было одно лишнее слово, и Максим показал, что оно здесь не нужно.
Дневник отличника
– В нашей школе около 200 детей, есть с дцп, дети разные, – рассказывает Людмила Мызина. – Мы называем нашего Максимку – мыслящий. Поначалу я думала, что он меня обманывает. Кивает, что мол, прочитал. Мы стали писать правильные и неправильные вопросы на каждый новый урок. Он всегда отвечает правильно, значит, прочитал и усвоил его.
– Что изготавливают из технических культур? – Максиму задают новый вопрос. Он тут же тянет руку в табличке с надписью «масло подсолнечное». Сегодняшний урок Максим усвоил на пять.
У него, как у настоящего школьника, есть свой дневник, куда выставляются оценки. Он сам ставит оценки, показывая таблички с цифрами. На страницах дневника математика – пять, русский – четыре. – Я спрашиваю: «Максим, почему четыре?» – говорит его мама.
– Он дает понять, что он ошибся один раз. Бывает, что мы ошибемся в расчетах и напишем на карточке. Он показывает, что здесь ошибка. Так что теперь все проверяем с помощью калькулятора. У Максима есть тоже свой калькулятор, только в голове.
Как дальше будут развиваться способности Максима, ни мама, ни педагог не знают. Валентина Харина и Людмила Яковлевна не сразу пришли к этой обучающей методике. Сами ее разработали. В ней все основано на логических цепочках, с которыми необычный Максим разбирается на раз.
В конце нашей встречи Максим поставил всем оценки. Сегодня он был отличник. Русский – пять, математика – пять, природоведение – пять. Мама за труды получила пять, бабушка –четыре. Дядя журналист, который не смог так быстро решить задачу, как Максим, получил «неуд»…
При этом Максим искренне и от души засмеялся, давая понять, что терпение и труд все перетрут. И если трудиться, каждый сможет щелкать математические задачи, как орешки. Явно, что мальчик обладает необычными способностями. И это, наверное, Божий дар. Но дар, которому помогают развиваться его мама и его педагог. Так что у необычного Максима Соболева все только впереди.