12 сентября — престольный праздник Александро-Невского собора
Александро-Невский храм и его попечители
Александро-Невский собор долгое время числился обычным слободским храмом. Его возвели в начале 20 века в Гуменской слободе. К этому времени слободка, растянувшаяся вдоль полноводной реки Осколец, сильно расстроилась, но своего духовного центра не имела. Конечно, по своим размерам и статусу небольшая Александро-Невская церковь уступала величественному Богоявленскому собору и старинным храмам, расположенным на центральной Курской улице. Но так сложилось, что молодой слободской храм оставался действующим на протяжении всего своего существования.
Он пережил революционные события 1917 года, не подвергся уничтожению во время сталинской борьбы с религией, уцелел во время Отечественной войны и фашистской оккупации, не закрывался в период хрущевских «заморозков» по отношению к Русской Православной Церкви. 1 сентября 1995 года для Александро-Невского храма начался новый исторический этап: в связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии он был определен вторым кафедральным собором новой епархии. К этому времени Старый Оскол превратился в мощный индустриальный центр Белгородчины, деревянные домики Гуменской слободки сменились современными высотными зданиями, и Гуменская церковь оказалась в центре быстро развивающегося города.
Александро-Невский храм в свете российской истории
Начало возведения храма относят к 1903 году. По крайней мере, по воспоминаниям потомков устроителей церкви, только больше двух лет созревал раствор для кладки кирпичей. Краевед А.П. Никулов в своей книге «Оскольский край» пишет, что Александро-Невская церковь была построена в 1905 году, но открыта для богослужения только через три года, в октябре 1908 года. В Курских епархиальных ведомостях указано, что 19 сентября 1909 года при Александро-Невском храме открыт самостоятельный штат из священника и псаломщика. До этого времени церковь не имела собственного прихода и была приписана к Богоявленскому кафедральному собору. Именно от него направлялись священники для совершения служб в церкви.
Пока историками достоверно не установлено, почему церковь получила освящение в честь защитника земли Русской – благоверного князя Александра-Невского. Никто из основных попечителей и благоустроителей храма не носил такого имени. Смеем предположить, что название связано со сложными временами на Руси. Начало 20 века отмечено в российской истории беспокойными и трудными событиями: поражение в русско-японской войне и первая русская революция. В начале века экономика страны набирала обороты и крепла, но брожение умов в среде дворянства, интеллигенции, рабочего класса и крестьянства в результате усиленной пропаганды эсеров и большевиков росло с каждым годом, царская власть зашаталась со всей очевидностью. Кого-то такое положение вещей радовало, но мудрые люди понимали: с уничтожением царского престола падет и великая российская империя.
К кому в сложные времена прибегают верующие люди? Конечно, к заступничеству Богородицы и святых, к их молитвенному предстательству пред престолом Божиим. Твердый исповедник православия и радетель о русской земле Александр Невский как никто другой был востребован в народном сознании. Кстати, именно такой образ правителя востребован и сегодня. К тому же благоверный князь являлся небесным покровителем сразу трех русских императоров, оставивших в истории Российского государства значимый след – Александра I, Александра II и Александра III. К 1917 году только в Москве насчитывалось около 15 храмов во имя святого князя Александра Невского (не считая приделов).
За возведение храма в Старом Осколе взялись люди торговые, обеспеченные, но не дворянского звания. Наиболее известны благотворители: Михаил Иванович Винников, Никанор Винников, Николай Козлитин, Иван Игнатов, Иван Рябчуков, Иван и Василий Поповы, Алексей Васильевич Емельянов. Могилы Михаила Ивановича Винникова и Алексея Васильевича Емельянова с супругами находятся по обе стороны храма (на гробнице супругов Емельяновых указаны и фамилии рода Козлитиных, но доподлинно неизвестно, в каком родстве они находятся к благотворителю Николаю Козлитину).
Винниковы
Дом Винниковых располагался напротив Александро-Невского собора (ул. Токарева, дом 7), на месте, где ныне находится автостоянка. Михаил Иванович и его супруга Александра Гавриловна (а не Мария Ивановна, как указано на надгробии) были люди набожные. По воспоминаниям внучки Нины Павловны Корниенко, проживающей сейчас на Украине, в семье Винниковых родилось 12 или 13 детей, но большинство умерло во младенчестве. В живых осталось только трое сыновей. Как полагает Нина Павловна, именно ее дедушка был инициатором строительства храма в Гуменской слободе. Он внес значительную сумму собственных денег и организовал сбор средств, возглавил строительство и принимал в нем активное участие. Михаил Иванович скончался еще до рождения своей внучки Нины Павловны, то есть до 1927 года. Бабушка Александра Гавриловна все время ходила в храм и была большой любительницей чтения. Она пережила своего мужа ненамного, умерла в 1932 или 1933 году. Нина Павловна Корниенко, внучка Винниковых, будучи ребенком, часто видела, как в храме проходили венчания. Особенно запомнила службу на Пасху, когда верующие шли крестным ходом с фонариками вокруг храма. С 1925 по 1937 год настоятелем храма был протоиерей Павел Чесноков. Как вспоминает Нина Павловна, батюшка дружил с их семьей, был частым гостем.
Емельяновы
Другой активный попечитель строящегося храма – Алексей Васильевич Емельянов – жил по соседству. С Винниковыми Емельяновы дружили семьями. Алексей Васильевич Емельянов занимался заготовкой шерсти, пушнины и пеньки для частных компаний. С самого начала он принимал деятельное и непосредственное участие в сборе пожертвований и возведении храма. Более того, многие детали внутреннего убранства храма и, в частности, алтаря были изготовлены по эскизам, которые привез сам Алексей Васильевич. После открытия храма он был избран его первым ктитором (старостой).
В Старом Осколе мы нашли внуков и правнуков Алексея Васильевича Емельянова и Михаила Ивановича Винникова. Нина Юрьевна Чувасова – правнучка М.И. Винникова. Александра Михайловна Клименко – внучка, а Лидия Ивановна Шатохина – правнучка А.В. Емельянова. Александра Михайловна и Лидия Ивановна бережно хранят фотографии и воспоминания о своем благочестивом прадеде, Александро-Невский собор трепетно называют – «наш храм». Лидия Ивановна хорошо помнит первую храмовую икону благоверного князя Александра Невского, которую Алексей Васильевич привез еще до открытия храма.
Как предполагает Лидия Ивановна Шатохина, скорее всего прадедушка приобрел икону благоверного князя Александра Невского в 1906 году вместе с другой иконой великомученицы Варвары, так как именно в этом году в его семье родилась дочь Варвара. Образы святых выполнены на металле. Небольшая икона святого князя Александра Невского предназначалась для помещения в храме на аналое в дни празднования святого. По словам Лидии Ивановны (из воспоминаний дедушки), с нее был написан образ Александра Невского на фасаде храма. Впоследствии он был заменен мозаичным изображением святого. Радетели о храме были выходцами из простого сословия, но при этом людьми образованными и глубокой веры. В семье Емельяновых постоянно выписывали журнал «Русский паломник». Благочестивые родители заложили в своих детях нравственные принципы, основанные на Божественных заповедях, даже жестокие расправы с верующими, голод и война не поколебали их мировоззренческих устоев.
У супругов Емельяновых было пятеро детей: Иван, Михаил, Вениамин (он умер в детском возрасте), Таисия и Варвара. В семье церковные праздники отмечали молитвой в храме, посты соблюдали строго. Вместо дней рождений торжественно праздновали дни Ангела. Самыми главными ценностями для них были церковные реликвии, иконы берегли, прятали, увозили с собой. Все дети выросли глубоко порядочными людьми, их отличали высокие нравственные принципы. Емельяновых уважали, Иван и Михаил работали на ответственных должностях: Иван Алексеевич возглавлял райпотребсоюз, Михаил Алексеевич до войны был секретарем гуменского сельсовета, после – трудился налоговым инспектором.
Иван Алексеевич венчался с Марией Стефановной в Александро-Невском храме 14 июля 1926 г. Супруга пела в храме 50 лет, занималась церковной документацией. Каждое дело она начинала с молитвы к Богу и такое же благочестие привила детям и внукам, которых нередко приводила в храм на клирос. Умерла Мария Стефановна по дороге из храма 17 декабря на вмч. Варвару в 1982 г. Отпевали бабушку на праздник святителя Николая. Всю жизнь она особенно почитала Николая Угодника.
Таисия и Варвара Емельяновы получили хорошее образование, закончили женскую гимназию. Они вышли замуж за двух братьев – Бориса и Сергея Морелевых. В начале 30-х годов XX века обе семьи были раскулачены, мужей сослали в лагеря. После войны вернулся только Борис. Таисия так и не смогла принять советскую власть из-за гонений на Церковь, не могла простить разрушения храмов и пропаганду безбожия. Ее вера была живой и ревностной, она не пропускала ни одной службы, а по вечерам долго молилась на коленях. Она часто говорила, что все равно наступят другие времена, и люди повернутся к Богу и Церкви. К сожалению, она умерла раньше, чем началось возрождение православия.
Средний сын Михаил Емельянов вместе с семьей долгое время жил на улице Пролетарской (ныне 58-й дом). Во время наступления советских войск этот район подвергся сильному артобстрелу: вдоль дороги стоял немецкий обоз, который было приказано отбить. По рассказам дочери Михаила Александры, в их погребе пряталось пятеро семей, только детей более пятнадцати. Вместе с ними был и священник с семейством, он жил в соседнем доме. Вместе с батюшкой Михаил под грохот разрывов обошел два дома с иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина». Несмотря на то, что снаряды падали совсем рядом, ни один из них не попал в их дома, хотя ближайшие хаты были полностью разрушены. Потом разведчики, придя в дом Емельянова, удивленно спрашивали: «Какому вы Богу молились?»
Татьяна, дочь Лидии Ивановны Шатохиной, – уже пятое поколение от рода Алексея Васильевича Емельянова. Татьяна Жукова свою дочь назвала Варварой, с малышкой она часто приходит в Александро-Невский собор на причастие. У Константина, сына Лидии Ивановны, растут двое ребятишек. Он постоянно просит маму написать историю их рода, составить родословное древо: ведь так важно знать, какого мы роду-племени, какие имеем корни. В семье сохранилась старинная традиция – собираться всем вместе на Пасху.
В Библии Господь не раз указывает, как важна жизнь человека, его нравственный выбор для последующих поколений: за почитание родителей Господь обещает долголетие, за жизнь по заповедям – «милость до тысячи родов». Это благословение Божие отчетливо просматривается на роде Емельяновых. Внуки и правнуки растут честными, порядочными людьми, неспособными на гнусность и предательство. Как полагает Лидия Ивановна, стыдно подвести столь славный род. Возможно, вера в Бога не так глубока и крепка, не имеет таких ярких проявлений, как у их прадеда, но она жива. Потомки любят «свой храм», чтут память о своих прадедах, и, может быть, в их роду появится еще один устроитель храма.
Светлана Петрова
Исторические материалы подготовлены научным сотрудником Александро-Невского собора Светланой Шестаковой