Священномученик Дамиан (Воскресенский) – Курский архипастырь

Доклад монахини Иустины (Трофимовой), секретаря Историко-архивной комиссии Курской епархии, заведующей кабинетом церковной истории при Курском Свято-Троицком монастыре, на II муниципальных Онуфриевских чтениях, прошедших 26 апреля 2018 г. в Старооскольском театре для детей и молодежи имени Б.И. Равенских

3 ноября 2017 года исполнилось 80 лет со дня мученической кончины архиепископа Курского и Обоянского Дамиана, священномученика, причисленного к лику святых в 2000 году.
На родине владыки в селе Брусовое Фатежского уезда (сейчас это Поныровский район) находился храм в честь Архистратига Михаила, в котором во второй половине девятнадцатого века служил священник Григорий Воскресенский. Неподалеку от храма была церковная сторожка; в ней в 1873 году крестили его новорожденного сына Димитрия, будущего священномученика Дамиана. Еще до прославления архипастыря, в 1998 году, по благословению архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия (Тарасова, ныне покойного схимитрополита Иувеналия), на месте этой сторожки был установлен поклонный крест.
В Курской епархии работает Историко-архивная комиссия по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-)служителях. В апреле 2013 года представители Историко-архивной комиссии посетили село Брусовое, где состоялась встреча, в которой приняли участие благочинный Поныровского церковного округа, председатель сельсовета, директор школы, заведующая библиотекой и другие представители общественности села. Главным вопросом встречи был вопрос о сохранении и увековечении памяти владыки Дамиана на его родине. 15 июня 2013 года с благословения митрополита Курского и Рыльского Германа на месте старого деревянного креста, который обветшал, был установлен новый дубовый трехметровый крест, пожертвованный Курским Свято-Троицким женским монастырем. В этом памятном событии приняли участие многие сельчане, присутствовали и школьники. В тот день отец Владимир Машлякевич (настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» с. Игишево – прим. ред.) произнес проповедь, в которой подчеркнул особую роль и покровительство священномученика Дамиана для жителей села Брусовое, отметил крепкую веру владыки-мученика и его преданность Богу. Особо просил всех собравшихся стараться подражать жизни святого земляка, стремиться жить по заповедям Божиим.
1 июня 2018 года мы будем вспоминать еще одну скорбную памятную дату – 80 лет назад был расстрелян архиепископ Курский и Старооскольский Онуфрий (Гагалюк). Он сменил на Курской кафедре арестованного владыку Дамиана. Удивительные судьбы двух ревностных архиереев еще не раз будут переплетаться.
23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма села Брусовое священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием. Священником был не только отец будущего владыки, но и дедушка. Димитрий последовал семейной традиции и решил посвятить себя служению Богу и Церкви. Получив благословение отца, он окончил Курское духовное училище, затем в 1894 году завершил курс обучения в Курской духовной семинарии, некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле.
Вскоре после Пасхи 1895 года, 28 апреля, Димитрий Воскресенский был назначен на должность надзирателя и учителя чистописания и черчения при Старооскольском духовном училище. (Здесь добавим, вторичное возвращение его в Старый Оскол произошло уже в 1907 году в сане иеромонаха, где он пробыл два года смотрителем духовного училища). 6 января 1897 года, в праздник Крещения Господня, Димитрий был рукоположен во иерея епископом Курским Иувеналием (Половцевым) и назначен настоятелем церкви в селе Николаевка Путивльского уезда Курской губернии. Счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Матушка Ольга (в девичестве Попова) скончалась 13 апреля 1901 года в возрасте 27 лет от острого малокровия. Остались сыновья Михаил и Адриан (старший сын Михаил принял монашество, позже стал архиепископом).
В 1901 году отец Димитрий поступил в Петербургскую духовную академию и одновременно начал учебу в археологическом институте. 27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Божией Матери «Курская Коренная» батюшка был пострижен в монашество с именем Дамиан ректором академии архиепископом Сергием (Страгородским), впоследствии Патриархом Московским, ставшим на долгие годы не только его духовным наставником, но и единомышленником и соратником.
Интересный факт. Иеромонах Онуфрий также обучался в Петроградской духовной академии, которую окончил позже в 1915 году со степенью кандидата богословия и 15 июля того же года был определен на должность преподавателя русской церковной истории, проповедничества и истории миссии в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии на Украине.
После окончания Академии в 1905 году отец Дамиан служил преподавателем Смоленской духовной семинарии, затем вновь возвратился на родину в Курскую губернию, где служил сначала смотрителем Старооскольского духовного училища, а с 1908 года в течение трех лет – смотрителем Обоянского духовного училища. С 1910 года он одновременно являлся членом Курской церковной историко-археологической комиссии.
В 1911 году отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии. Архимандрит Дамиан принимал участие в открытии мощей трех святых, прославленных перед революцией: святителя Иоасафа Белгородского (1911), священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1913) и святителя Питирима Тамбовского (1915). Кстати сказать, в 1910 году иеромонах Дамиан составил жизнеописание святителя Иоасафа Белгородского, опубликовал этот труд в «Православном Финляндском сборнике», а на следующий год к прославлению епископа Иосафа издал его жизнеописание отдельной брошюрой.
В 1917-1918 годах выходит ряд статей архимандрита Дамиана, которые можно назвать пророческими. Чего стоит один только этот фрагмент: «…в ближайшем будущем пастырство не на словах лишь, но на деле явится подвигом, может быть, даже близким к мученичеству, и мало посему найдется добровольцев на этот подвиг. Но Церковь и выявляла всегда свою внутреннюю красоту, все свое неземное обаяние в дни мученичества». В другой статье – «Родина идет к гибели» – архимандрит Дамиан предрекает наступление вслед за революцией политической революцию религиозную. «В исполинское тело России вошел легион бесов, он крутит и мутит все на необъятном просторе Руси. Наша родина катастрофически идет к гибели». Но захватив власть и свергнув царя земного, одержимые революционеры не успокоятся. Предстоит еще религиозная революция – остается свергнуть строителям новой русской жизни владычество Божие, освободиться от веры и Церкви, приобрести право каждому быть своим богом».
Вскоре после октябрьского переворота и начавшегося жестокого «красного террора» архимандрит Дамиан был рукоположен во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. 28 апреля 1918 года в Крестовой церкви Архиерейского дома митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) с сослужащими ему викариями – епископом Суздальским Павлом (Борисовским) и епископом Юрьевским Евгением (Мерцаловым) совершил Божественную литургию, на которой свершилось наречение архимандрита Дамиана в архиерейский чин. Владыка Дамиан стал первым епископом, рукоположенным по благословению Патриарха Тихона.
Епископ Дамиан не мог равнодушно взирать на гонения, которые развернула советская власть на Церковь: расправы над священнослужителями, закрытие храмов, осквернение святых мощей. Архипастырь выступал открыто и активно в защиту Русской Православной Церкви, в поддержку Патриарха Тихона.
В 1920 году владыка первый раз был арестован. Владимирский ревтрибунал приговорил его к тюремному заключению на все время гражданской войны за хранение рукописей «контрреволюционного» характера. Было предписано применить к владыке «самый суровый карательный режим и обязательные принудительные работы в стенах тюрьмы». Вскоре епископ был освобожден, но считался уже «контрреволюционером», и был нужен только повод для нового ареста.
Для миллионов людей бедствием стал голод. Патриарх Тихон обратился ко всем православным с призывом оказать помощь голодающему населению и благословил жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но в 1922 году власти, стремящиеся уничтожить Церковь Христову, узаконили изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Духовенство препятствовало такому святотатству. Епископ Дамиан был арестован за то, что воспротивился изъятию церковного имущества и был осужден на два года ссылки в Туркмению. После освобождения владыка Дамиан вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа и получил назначение на Полтавскую кафедру. Спустя год он возглавил Курскую епархию и пребывал на Курской кафедре до 1932 года, когда был арестован в последний раз.
И вновь переплетаются судьбы священномучеников Дамиана и Онуфрия на Старооскольской кафедре. В конце 1929 года в Старом Осколе впервые в истории этого города была учреждена архиерейская кафедра с назначением на нее епископа Онуфрия (Гагалюка), только что вернувшегося из уральской ссылки. Территорией его архипастырской ответственности стали десять районов, выделенных из бывших Воронежской и Курской губерний, и объединенных в административный Старооскольский округ. Однако из двухсот храмов, имевшихся на территории новой епархии, службы поначалу совершались лишь в пятнадцати.
До учреждения Старооскольской епархии значительная часть ее территории окормлялась архиепископом Дамианом. Он, по завету апостола Павла, вразумлял бесчинных, утешал малодушных, поддерживал слабых и долготерпел ко всем (1 Сол. 5.14). Не забывал владыка и о поощрении наиболее усердных делателей на ниве Христовой. Так, благочинный Старооскольского церковного округа протоиерей Василий Михайлович Иванов 22 апреля 1929 года был награжден наперсным крестом. Документ о награждении подписан был владыкой Дамианом.
И Старооскольский, и Курский архиереи лишены были возможности без разрешения властей покидать свои кафедральные города. А власти такого разрешения им не давали. Поэтому они обменивались друг с другом случайными весточками через доверенных людей, уже не доверяя бумаге.
Архиепископ Дамиан никогда не мог примириться с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. А свою паству призывал к устроению жизни на незыблемых началах, к которому всегда зовет Церковь своих чад. В послании к православным курянам он писал: «Освящайте свою жизнь святыми таинствами. Соблюдайте пост, уставы церковные. Ограждайте себя крестным знамением, с молитвою принимайте пищу, как дар Божий… Не забывайте освящать дни воскресные и праздники молитвою церковною, она низводит Божие благословение на ваш недельный труд, примиряет с жизненными невзгодами и дает радость духовную».
В Курске владыка принимал паству в маленьком домике на улице Челюскинцев, N 10. В этом доме находились приемная архиерея и рабочий кабинет, келья и молитвенная комната, столовая, канцелярия, бухгалтерия. Вся архиерейская служба располагалась практически в одной небольшой комнате. Сколько горя, страданий, человеческих судеб прошло здесь.
Особой заботой архиепископ Дамиан окружал пострадавших за веру священнослужителей, которые. отбыв наказание в ссылках и лагерях, желали продолжить служение Богу и Церкви. Если не было возможности устроить их на приход, владыка Дамиан искал для них другое послушание.
И вновь поразительное совпадение. Именно в этом же доме поселился Курский архиепископ Онуфрий, сменивший на Курской кафедре арестованного архипастыря Дамиана. Здание это сохранилось до сих пор. На нем размещена памятная доска с указанием, что здесь жили архиереи-новомученики.
В июне-июле 1932 года в западных районах Центрально-Черноземной области прошли народные волнения. В них участвовало до 63 тысяч человек. Крестьяне выступали под лозунгами: «Отдайте землю, волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов». Следствие пришло к выводу, что эти выступления явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано три епископа (в том числе епископ Рыльский Иоанн (Пашин) и живший в Орле на покое епископ Николай Могилевский, впоследствии митрополит Алма-Атинский), 127 священников и дьяконов, 106 монахов и монахинь. Это значительная часть Курской епархии, и к тому же большие потери для кафедры.
Архиепископа Дамиана обвинили в создании контрреволюционной организации «Ревнители Церкви». Владыка не скрывал при допросах, что при принятии Курской епархии в 1928 году он основной своей задачей ставил «собрание вокруг священнослужителей и отдельных мирян сознательных глубоко верующих лиц – всех граждан, которые способны защищать интересы Церкви и православия». Но эта задача не предполагала дальнейшего переворота в отдельно взятой епархии. Священномученик Дамиан, по его собственному признанию, стремился, чтобы в Курском крае «свободно прославлялось имя Божие, и процветала христианская жизнь».
26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был приговорен к расстрелу; приговор был заменен заключением в Соловецкий концлагерь сроком на десять лет. Более четырех лет владыка Дамиан был архиепископом «соловьиного края», и около пяти лет – соловецким узником.
На Соловках архипастырь продолжал открыто высказываться о советской власти. Известно, что часть лагерного заключения владыка проходил в командировке на Филимоновой тоне, где до сих пор остались следы лагерной жизни. В 1937 году он был переведен на тюремное содержание и приговорен к расстрелу. Накануне расстрела на архиепископа Дамиана начальником Соловецкой тюрьмы была составлена следующая справка: «…Находясь в Соловках, систематически ведет антисоветскую агитацию, говоря, что «в СССР полное бесправие, которого нигде и никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать». На замечания отдельных заключенных, что христианство разложилось и морально, и качественно, заявляет: «Положение сейчас можно сравнить с четвертым-пятым веками, когда храмы делались зернохранилищами, а алтари уборными, христиане скрывались, но побеждали». В письмах к родным пишет: «Храмов мало – молитва пламеннее». Ожидает христианского социализма. Убежденный реакционер и надеется на победу церкви и ее возрождение в Государстве.
Находясь на лагерном положении, подбивал верующих заключенных об организации общей молитвы перед большими православными праздниками. Сам ходит в лес молиться и петь молитвы. Обработал в религиозном духе заключенного Шатилова, который дал согласие по выходе из лагеря стать священником…».
3 ноября 1937 года архиепископ Курский и Обоянский Дамиан был расстрелян в урочище «Сандармох» недалеко от города Медвежьегорск в Карелии в числе большой группы – 1111 человек I-го Соловецкого этапа. Непосредственным исполнителем приговора был капитан госбезопасности Михаил Матеев.
В 2014 году по инициативе Историко-архивной комиссии Курской епархии и Курского Свято-Троицкого женского монастыря на месте мученической кончины святого был установлен памятный крест и мемориальная доска с надписью: «Здесь, в урочище Сандармох, 3.11 1937 г. был расстрелян узник Соловецкой тюрьмы священномученик Дамиан (Воскресенский, г.р. 1873), архиепископ Курский. В 2000 г. канонизирован Русской Православной Церковью».
Курский край бережно хранит память о архиепископе Дамиане. Поклонный крест, установленный на месте расстрела священномученика Дамиана в урочище Сандармох, отныне стал местом молитвенного почитания святого. И ныне верующие молятся здесь не только о упокоении невинно убиенных, но и, совершая молебны, просят молитвенной помощи у новомученика, архиепископа Курского Дамиана.
А в городе Курске на Никитском кладбище сохранилась могила матери священномученика Онуфрия, сменившего на Курской кафедре узника-архиерея Дамиана, монахини Наталии – друга, помощника, сомолитвенника святого владыки. На ней до сих пор горит неугасимая лампада и служатся панихиды. В 2013 году, в год 75-летия трагической кончины архиепископа Онуфрия силами Курского Свято-Троицкого женского монастыря захоронение было облагорожено и установлен памятный крест, пожертвованный жителями Старого Оскола. И вновь Божиим Промыслом переплелись судьбы двух пламенных Курских архиереев уже после их кончины.
Курские святые архипастыри Дамиан и Онуфрий оставили великое духовно-литературное наследие. Оно имеет важное значение в деле сохранения памяти о новомучениках. Благодаря трудам этих подвижников духа сама их жизнь стала житием, образцом для всех желающих жить по-христиански. Богословские труды, научные очерки, путевые заметки, проповеди и даже слова, сказанные во время допроса в кабинете следователя ОГПУ – все это не только восполняет наши знания о почитаемых святых, но и питает наши души той полезной пищей, без которой немыслима духовная жизнь. Личности архиепископов Дамиана и Онуфрия входят в ряд исторических, религиозных и общественных деятелей не только регионального, но и общероссийского значения. И весь корпус выявленных сочинений, а также новые факты из жития священномучеников лишний раз подтверждают эти слова. Собрание литературных трудов святых дает нам возможность как бы услышать голос их самих. Они не только преподавали семинаристам гомилетику и богословие, но и сами в совершенстве владели искусством церковной проповеди. Их живая и образная речь, их пастырская забота, теплый юмор и глубокое чувство сопереживания, их неравнодушие к событиям церковной и общественной жизни своего времени не оставят равнодушным и нашего современного читателя, интересующегося историей России и Русской Православной Церкви XX века.
В 2013 году мы отмечали памятные даты Курских владык: 140-летие со дня рождения священномученика Дамиана (23 октября 1873 г.) и 75-летие со дня расстрела священномученика Онуфрия (1 июня 1938 г.). К этому событию Историко-архивная комиссия и Курский Свято-Троицкий женский монастырь совместно с Курской областной телерадиокомпанией «Сейм» подготовили два научно-документальных фильма. Первый фильм «Священномученик Дамиан» был создан на основе трех ранее подготовленных передач ТРК «Сейм» «Православный альманах», в которые вошли интервью с курскими священнослужителями и историками, исследующими биографию святого, мероприятия Историко-архивной комиссии по увековечению памятных мест, связанных с жизнью новомученика, а также материалы о почитании архиепископа Дамиана в Курской епархии. Вторая кинолента под названием «Памяти священномученика Онуфрия посвящается…» была снята летом 2013 года. Нами была организована поездка в Харьков для съемок фильма о владыке Онуфрие (Гагалюке), архиепископе Курском. Сюжет фильма посвящался харьковскому периоду жизни святого. В следующем 2014 году сотрудники Историко-архивной комиссии вместе со съемочной группой телеканала «Сейм» приняли участие в исследовательской экспедиции по Карелии, Ленинградской и Архангельской областям. Ее целью являлся сбор информации для воссоздания крестного пути двух курских священномучеников, которые в 20-е и 30-е годы ХХ столетия находились в ссылке на Соловках. Это епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), который в 1926 году был епископом Дмитриевским, викарием Курской епархии, его расстреляли в 1937 году в лесном урочище «Солянка» г. Курска, и архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский). Участники экспедиции прошли весь путь Соловецких узников. Итогом поездки стал документальный фильм «Соловецкая Голгофа».
Память священномученика Дамиана особо почитается в Курской епархии. Каждый год в Курске проходят Всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения, и в их рамках с 1998 года работает историческая секция, названная в честь владыки Дамиана: «Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края». Здесь представлены доклады по истории гонений на Русскую Православную Церковь в годы репрессий ХХ века, раскрывающие тему новомучеников и исповедников Церкви Русской, обсуждаются различные вопросы церковной и общественной жизни Курского края.
Ежегодно, начиная с 2008 года, 3 ноября, в день памяти владыки Дамиана, по всей Курской епархии совершаются панихиды по репрессированному в ХХ веке духовенству Курского края. Во время поминального богослужения зачитывается Синодик, содержащий имена пострадавших за веру в годы репрессий. Священники в этот день произносят проповедь о значении подвига новомучеников.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были прославлены покровители Курского края – архиепископы Дамиан и Онуфрий. На земле их соединил Господь и на Небе. Они стали нашими небесными заступниками. Их подвиг – в сохранении верности Христу во время гонений, вплоть до мученической кончины, а значит – в сохранении смирения, терпения, кротости, любви и незлобия, которые Сам Христос заповедал и которые Сам Он явил во время своих крестных страданий. Исполнив заповедь Христову о любви к врагам, новомученики стали примером и для нас. Господь сказал о последних временах перед концом света: «…по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:13). В моменты всеобщего взаимного ожесточения, вражды и злобы возрастает опасность этого оскудения любви. И именно в это время особенно важно помнить и исполнять Евангельскую заповедь любви.
Обращаясь к нам, живущим в то время, когда из-за чрезвычайно умножившихся беззаконий вновь оскудевает любовь, один современный афонский старец сказал: «Запомни: грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех, хуже смерти, только она – жизнь, без любви мы пропадем!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 − 55 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ