Мой дядя – СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ОНУФРИЙ

01_gkfdu8495rtsrtwe2Когда весть о канонизации архиепископа Онуфрия (Гагалюка) дошла до Ангелины Андреевны, она заплакала. То, что он был святой жизни человек, она знала всегда. Но когда это понимается и принимается всей Церковью…
Ангелина Андреевна вспоминает, как владыка посещал их дом в Ногинске, возвращаясь из очередной ссылки. Вспоминает, как она вместе с отцом приезжала к нему в гости в Старый Оскол летом 1932 года. «Архиепископ», «владыка», «священномученик» – эти слова Ангелина Андреевна выговаривает с особой торжественностью, но порой вырывается неожиданно простое и теплое словосочетание: «дядя Онуфрий».

В 1925 году трехлетняя Ангелина, дочь родного брата владыки Онуфрия, получила от святителя подарок, который бережно хранит и по сей день, – его фотокарточку с благословением. В семейном альбоме Ангелины Андреевны Грибок есть немало и других фотографий, которыми можно существенно дополнить иллюстративную часть жизнеописания священномученика Онуфрия. Среди снимков – два фотопортрета мамы владыки Екатерины Осиповны, принявшей на склоне лет монашеский постриг с именем Наталья.

Онуфрий (Гагалюк). Епископ Старооскольский
Онуфрий (Гагалюк). Епископ Старооскольский
Оборот фотографии владыки Онуфрия
Оборот фотографии владыки Онуфрия

Семейное предание сохранило историю ее замужества. Франшиска Очковская. Так звали Екатерину Осиповну до принятия святой православной веры и свадьбы с Максимом Гагалюком. Родилась она в небогатой семье поляков-католиков. Максим был родом из крестьянской семьи малороссов-православных Подольской губернии. На территории Польши он оказался в качестве ефрейтора крепостной артиллерии. Выйдя в отставку, он собрался жениться на Франшиске. Ее братья-католики были категорически против этого брака, но не смогли ему помешать. Невеста попросту сбежала из отчего дома к своему жениху.  Нежелание братьев не могло воспрепятствовать воле Божьей.
Максим Гагалюк устроился лесником в государственное лесничество и поселился вместе со своей женой в уединенном месте – на краю большого леса, в семи верстах от ближайшего населенного пункта (села Ополе Ново-Александровского уезда Люблинской губернии). Вскоре Господь даровал Гагалюкам шестерых детишек: мальчиков и девочек поровну. Антоний  (будущий священномученик Онуфрий) был пятым по счету, а среди мальчиков самым младшим. Андрей (папа Ангелины) – средним.

Домашний иконостас Ангелины Андреевны
Домашний иконостас Ангелины Андреевны

Перед самой революцией Андрей Максимович женился на дочери протоиерея Симеона Соколова (настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в подмосковном Ногинске) Александре. Венчались в Ногинске. Икона, которою отец Симеон благословил на брак свою дочь и Андрея Максимовича, находится в домашнем иконостасе Ангелины Андреевны. Здесь же и образ Спасителя, который часто брал с собою в дорогу архиепископ Онуфрий. О своей маме Ангелина Андреевна не может говорить спокойно. Меняется интонация голоса и на глаза наворачиваются слезы.

Мама Владыки Онуфрия
Мама Владыки Онуфрия

– Владыка Онуфрий, – вспоминает племянница священномученика, – очень любил мою маму. «Санечка, – говорил он, – наш ангел семейный». Мама была очень добрым и внимательным человеком. Она в царское время закончила Филаретовское духовное училище, а при советской власти работала учительницей начальных классов. Папа работал в Москве в Народном комиссариате угольной промышленности инженером по жилищно-бытовым вопросам. Протоиерей Симеон умер своей смертью. Друзья мамы предупредили его о начавшейся волне арестов, и он успел уехать в село. Там переждал опасное время и поэтому избежал ареста. Но дедушка уже тогда очень сильно болел и вскоре умер.
Ангелина Андреевна большую часть жизни преподавала в школе историю и обществоведение. Сейчас она на пенсии. Тяжелая болезнь ног сделала ее невольной затворницей в квартире московской многоэтажки. Она и по дому-то сейчас передвигается с большим трудом, а уж о том, чтобы выбраться в церковь, не мечтает. Но не так давно пришла к ней в гости сама Церковь в лице настоятеля одного из столичных храмов. Поначалу священник, собиравший информацию о пострадавших за веру в годы гонений, интересовался жизнью дяди и дедушки Ангелины Андреевны. А затем неоднократно приходил, чтобы исповедать и причастить саму «невольную затворницу».
– Теперь батюшка стал моим духовником, – говорит Ангелина Андреевна. – Когда я ему позвоню, он приезжает моментально.
Нет никакого сомнения, что это духовное утешение даровано Ангелине Андреевне по молитвам ее святого дяди – священномученика Онуфрия.

Священник Владимир РУСИН

«Православное Осколье» — №48 от 2 декабря 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 3 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ