Надмирное сияние красок

01_jky73482t5gyjfsdkgОсвящение росписи храма преподобного Сергия Радонежского

«А так лучше, гораздо лучше. Ну, так и делай», – дает наставления молодому коллеге старший 60-летний мастер Сергей Григорьевич Морозов. Вместе они обсуждали точность выполненной разметки под роспись на стенах храма преподобного Сергия Радонежского. Сергей Григорьевич – самый опытный из палехских художников. Более 10 лет он со своими учениками ездит по России, преображая храмы, создавая евангельские сюжеты.
Успеть до престольного праздника – сверхзадача, которую палехские мастера решали в сжатые сроки.
За пять с половиной месяцев Сергиевский храм внутренне обновился и благоукрасился. Стал понятней и ясней замысел современных архитекторов и тех древних византийских зодчих, кому мы обязаны самой формой куполов, башен и приделов. В разное время дня солнце освещает фрески, и кажется, что лики святых оживают. Они начинают сиять каким-то внутренним светом.
Пока шли работы, мы запечатлевали ход росписи для истории на камеру. Вместе с руководителем артели поднимались на второй ярус. Чтобы написать образ того или иного святого, художники читают историческую литературу и досконально изучают письменные источники. В ходе росписи храма преподобного Сергия Радонежского в Старом Осколе было задействовано 18 мастеров.
С клироса открывается удивительная панорама на ветхосюжетную фреску «Гостеприимство Авраама», находящуюся над алтарной частью храма. Ниже – рублевская икона Живоначальной Троицы.
– А что бы писал святой Андрей Рублев, живи он в наше время? – задал я вопрос.
– Да то бы и писал, что и в его времена. А новых сюжетов, я думаю, не прибавилось бы, – поясняет Морозов.
Сверху видна хрупкость окружающего мира, где на «лесах» трудится художник. Над ним и под ним – этажи и пространства. Ощущение времени в храме особое.
Кисти Аллы Бигаевой принадлежат изображения Пресвятой Богородицы. Выпускница художественного училища признается, что 10 лет шла к тому, чтобы быть принятой в профессиональную команду. «В артели существует разделение обязанностей. Кто-то отвечает за лица, кто-то за фигуры, кто-то за графику, кто-то за одежду», – поясняет она.
Иконописцы на Руси, в отличие от их греческих учителей, свои произведения не подписывали. Как полагает Алла Бигаева, авторство современного художника не страдает, потому что церковная живопись – это коллективное творчество.
13 ноября перед воскресной Божественной литургией митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил роспись храма.
– Я очень рад, что благодаря попечению Сергея Аркадьевича Гусева мы смогли сегодня освятить великолепную роспись, – сказал владыка. – И храм в целом преобразился. Он стал действительно домом, который рассказывает о действии Святаго Духа, человеческой истории через святых. Когда солнце освещает иконы, они оживают. Складывается такое впечатление, что ты преодолеваешь время и земное притяжение и уже находишься в таком небесном состоянии. Мы все сегодня ощутили легкость молитвы благодаря духовному окружению, когда лики после освящения начали помогать всем нам, для того, чтобы наша молитва была услышана и принята.
Новый образ храма – новая веха в его истории. Как писал священномученик Онуфрий, первый епископ Старооскольский: «Именно в великолепных храмах Божиих душа человеческая постигает величие Божие, сознает свое убожество, ничтожность утех земных и свое сродство с небом, со всем прекрасным, чувствует свое единение с Богом…»

Николай Черных
Фото Сергея Александрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ