Старец — возобновитель Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

01_gfdjky724yjahg4В этом году 28 июня (11 июля) исполняется 210 лет с момента, когда в доброй, церковной, богобоязненной семье купца второй гильдии Петра Григорьевича Соломенцева родился мальчик. При крещении нарекли Иоанном. Это и был будущий иеросхимонах Иероним, духовник Русской обители на Святой Горе Афон.

Более 100 лет старец Иероним является одним из самых почитаемых среди русских святогорских подвижников. Память о нем бережно и благоговейно передается из поколения к поколению. Сохранилось и жизнеописание отца Иеронима, записанное им собственноручно в конце жизни: «Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцевы 28 июня в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном… От деда Григория родился мой отец, Павел Григорьевич Соломенцев, у которого было четыре сына и одна дочь. Больший сын назывался Алексеем (в монашестве Аркадий), второй – Ильей, третий был я, в крещении назван Иоанном… Сестра называлась Евдокия (в монашестве Маргарита, теперь игумения Борисовского монастыря Курской губернии). Четвертый сын был Димитрий».

Вот так! Купеческая семья – четыре сына и одна дочь. Из них три монаха, двое возглавили обители. Один из них – старец Иероним.

Казанско-Николаевская церковь г.Старый Оскол (начало XX в.)
Казанско-Николаевская церковь
г.Старый Оскол (начало XX в.)

Известно, что обучаться монашескому деланию юноша Иоанн начал в России. Старец повествует: «…Промысел Божий поэкономил мою юность добрым содружеством. В воспитании человека много влияет содружество: доброе – для добра, а злое для зла. Содружество доброе избавило меня от рассеянной жизни и поддержало на пути благочестия. Дружба наша состояла из шести человек. Мы дали обещание Богу, чтобы не жениться, а пойти в монастырь и быть монахами, и подтвердили это клятвою. Вследствие сего мы часто сходились для совещаний и бесед, чтения и пения. Сограждане наши прозвали нас монахами, но все уважали нас».

Как странно, фантастически нереально звучит это в начале двадцать первого века! Особенно если сравнить со стремлениями, идеалами и целями большинства  современной молодежи в наших провинциальных городах… И ведь не так много времени прошло со дней юности Иоанна Соломенцева по историческим меркам, а целая цивилизация сменилась – мир стал другим – жестоким, бездушным, алчным!
И только – «Иисус Христос, вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр.13:8).

Еще одна черта, характерная для юного Иоанна и многих его сверстников XIX века, стала крайне редкой в наше себялюбивое время в молодежной среде – искреннее почтение к родителям и беспрекословное им послушание.

Правда и родители были тогда другие. Вот что вспоминает о своих родителях старец Иероним: «Родители мои были истинные христиане. Любили Бога и исполняли Его заповеди. Часто посещали церковь, любили молиться и дома. Родитель знал наизусть четыре акафиста; во всю жизнь свою не пил хмельных напитков, никогда не ругался по-соромски, божиться считал за великий грех, был строг, но очень молчалив, и все боялись его и любили; пиров, обедов и гуляний не любил, за то обзывали его скупым, а другие величали его «морозом». Впрочем, он любил бедных родных и всегда приглашал их к обеду, любил читать Библию… И, не прочитав листа два из Библии, он не начинал пить чая (который был его любимым напитком, и особенно со сливками). Среды и пятницы почитали, также и посты, и хотя ели рыбу, но молочного не ели никогда. А в Великий пост первую неделю все семейство ничего вареного не ело и даже чаю  не пило до субботы, прочие недели разрешали только на масло постное. Мать моя была грамотная, богобоязненная, очень трудолюбивая, любила читать жития святых отцов, была веселого нрава и любила шутить, любила монашество. Тетка, схимонахиня Ксения, была ее другом, от которой она научилась благочестию».

Каковы родители – таковы и дети. Воспитание не одним только словесным наставлением совершается, но прежде всего личным примером благочестивой жизни. От благого корня и лоза плодородная! И старец, вспоминая родителей, говорит не о том, чему они его учили, а о том — каковы были сами. Соответственно и отношение его к родителям было преисполнено любви, почтения и религиозного благоговения, выражавшееся в послушании родительской воли. Сказал отец Иоанну, чтоб до совершеннолетия забыл про монастырь – все! – плачь душа, плачь сердце, а слово родительское – закон! И будущий великий афонский подвижник со смирением принял отцовскую волю как изъявление воли Отца Небесного.

Но голос Святой Горы все сильнее звучал в его сердце, некое непреодолимое желание тянуло его на Афон…
«Прибыл я на Святую Гору в 1836 году, в сентябре, с 17 товарищами, которые разместились по разным местам, а я по совету духовника, старца Арсения, купил келлию святого пророка Илии в пределах Ставроникитского монастыря…».

В 1837 году он был пострижен в мантию. В ноябре 1840 года по приглашению русского братства перешел в Русский монастырь св. великомученика Пантелеимона. Рукоположен в иеродиакона 21 ноября 1840 года, в иеромонаха — 23 ноября 1840 года. А 23 марта 1841 года был пострижен в схиму с именем Иероним.

Будучи учеником великого старца Арсения Афонского, отец Иероним возобновил старчество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и воспитал несколько поколений своих духовных преемников, в их числе и старца Макария (Сушкина). Много трудов отец Иероним приложил для обновления Русского Святогорского монастыря, восстановления Старого Русика, а также устроения духовной жизни в них. Проявлял отеческую заботу о всех русских святогорцах, как Свято-Пантелеимонова монастыря, так и Ильинского и Андреевского скитов, а также о подвизающихся в уединении и безмолвии в различных келлиях и пустынях Афона. Опираясь на опыт своего наставника, старца Арсения, отец Иероним возродил духовную школу русского подвижничества на Святой Горе и передал это своим ученикам.

Вот как пишет о старце Иерониме схимонах Селенкий в конце 1850-х годов: «Сбылось пророчество, которое ему кто-то сказал в России: «Ты, брат Иван, заведешь улей и будешь пускать ройки». Воистину трудно найти подобного старца и духовника! Как дети увиваются вокруг своей маменьки, просят у нее пищи и не дают ей покоя, так и у него духовные чада во всех своих нуждах прибегают к нему. Келлия его всегда отперта, и всякий смело идет к нему без доклада, и он принимает всех с истинно материнскою любовию, несмотря на то, что при слабости своего здоровья иногда с трудом может переводить дыхание…».

Преставился старец 14/27 ноября 1885 года.

Честная глава старца Иеронима хранится вместе с главой старца Макария (Сушкина) в особом ковчеге. В дни памяти старцев братия монастыря имеет возможность поклониться и приложиться к их честным мощам.

По материалам серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», выпускаемой Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем к 1000-летию русского монашества на Святой Горе. «Духовник Иероним». Том IX. Часть I.

Публикацию подготовила Светлана Шестакова

3 thoughts on “Старец — возобновитель Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

  • 13.07.2016 в 00:40
    Permalink

    Если кто интересуется, в настоящее время выпущено несколько книг о старце Иерониме, их можно заказать через интернет-магазины. Некоторые из них:
    1) Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В 2-х книгах.Издательства Сибирская Благозвонница
    2) Аскетизм. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и монах Климент (Леонтьев). Составитель монах Арсений (Святогорский). АНО Информационно-издательский центр «К Свету»

    Ответ
    • 13.07.2016 в 10:11
      Permalink

      Ссылочку на торрент пожалуйста.
      Или подарить хорошую вещь на благо людям религия не позволяет?

      Ответ
      • 13.07.2016 в 15:24
        Permalink

        Какой торент? Они в бумажном исполнении продаются.

        Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ