Профилактика и реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религиозных культов

00_jkfdh984y5kfgДоклад священника Евгения Лищенюка, руководителя Центра по вопросам сект и новых религиозных объединений Воронежской митрополии, на  межрегиональной научно-практической конференции «Духовная безопасность личности и общества: современные вызовы и ответы»,
прошедшей в Старом Осколе 11 апреля

Мне хотелось бы раскрыть вам некоторые мои соображения по теме антисектантской работы на епархиальном уровне и предложить некоторые практические моменты такой работы.

Причины, по которым люди попадают в секты:

1. Духовная жажда.
2. Отсутствие религиозного воспитания.
3. Отсутствие критического мышления.

Распространенные приемы манипуляций при вербовке в секты

Процесс вербовки начинается с привлечения внимания: «У Вас есть проблемы? У Вас очень серьезные проблемы! Никто, кроме нас, не может Вам помочь их решить!» «Общество несовершенно? Оно идет к погибели! Мы знаем путь к спасению. Мы спасем Вас!».

Бывший сайентолог Джон Атак пишет: «Первая ступень вербовки – сосредоточить внимание человека на самых проблемных для него моментах жизни («катастрофа»). Гипнотерапевты называют это «эмоциональным принуждением». Любая сильная эмоция подавляет критическое мышление».

«Младенец»

В сектах новообращенного воспринимают как «младенца» и соответственно к нему относятся. Прежние ценности обращенного всячески дискредитируются, прошлое в лучшем случае представляется лишь ступенью к настоящему, настоящее же – только в секте, только в ней все как надо, все правильно. Человека заставляют копировать не только поведение старших «братьев и сестер», но и приучают его мыслить как они. Взрослого человека могут заставить играть в детские игры, начнут проявлять мелочную опеку, на лекциях будут говорить банальные вещи. Например, ««Хаббардовский курс: ключ к жизни», который якобы освобождает проходящего сайентологические процедуры от всего полученного им ранее образования, «возвращая его на уровень овладения грамотой». На самом деле результат этого курса, в течение которого «тренеры» относятся к новым адептам как к дошкольникам, – выработка детской модели поведения, что вызывает еще большую зависимость человека от секты».

Запрет самостоятельного мышления

В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вовлеченности в организацию, самостоятельное мышление блокируется: «Любая попытка объяснения работ Хаббарда запрещается; все материалы должны лишь дословно цитироваться» .

«Кнут и пряник»

Данный прием осуществляется следующим образом: при «правильном» поведении человеку уделяют внимание, говорят комплименты, восторгаются его способностями и талантами, часто несуществующими. Но стоит человеку задать неудобный вопрос, и все меняется: с ним избегают встречаться глазами, комплименты прекращаются, отношение резко ухудшается. Это приводит к тому, что постепенно человек начинает подстраиваться под то, чего от него ожидают, выбирая для себя модель поведения, навязанную сектой, которая приводит к психологически комфортным для него реакциям окружающих людей.

Трансовые практики

Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом. Вот, например, с чего начинают обработку своих будущих адептов сайентологи: введение новичка в сайентологию, то есть индоктринация, обычно начинается с «Рутинных подготовительных курсов общения», или РПК. Обещается, что курсы должны повысить способность к общению. Однако, по словам одного эксперта, они являются «самой очевидной формой гипноза из всех видов внушения, используемой деструктивными культами». В первом РПК двух человек заставляют молча сидеть напротив друг друга с закрытыми глазами. Во втором они часами должны напряженно вглядываться друг в друга до тех пор, покуда не начнут галлюцинировать и не впадут в эйфорию. Следующая ступень – так называемая «Быколовка»: обучаемый должен сидеть без движения, а «тренер» делает все возможное, чтобы помешать ему. Затем учащийся читает вслух разрозненные фразы из «Алисы в стране чудес»; после этого он выражает согласие с фразами, читаемыми наугад из той же книги. Обучение продолжается на РПК-3, причем обучаемый бесконечное количество раз задает «тренеру» два вопроса: либо «А рыбы плавают?», либо «А птицы летают?». В последнем РПК обучаемый вновь задает те же вопросы, пытаясь не обращать внимания на слова и поведение «тренера», какими бы странными они не были. Повторение – это один из способов вызвать состояние гипнотического внушения, или транса.

Медикаменты

В практике некоторых сектантских организаций известны случаи применения медикаментозных средств. В сатанинских, а также в некоторых других сектах употребляют наркотические средства. В целом нельзя сказать, что медикаментозное воздействие применяется во всех сектах. Примером применения медикаментов в сектантских организациях может служить сайентологическая практика так называемого «очистительного марафона». Во время этого «марафона» человека заставляют принимать лошадиные дозы витаминов и микроэлементов и по пяти часов в день бегать и париться в сауне. Известно, что чрезвычайно высокие дозы витаминов могут вызывать различные физиологические ощущения, в том числе и состояние, близкое к наркотическому опьянению… Длительное пребывание в сауне также способствует ослаблению способностей к критическому мышлению.

Ложь

В сектах часто прибегают ко лжи. При этом ложь оправдана в глазах сектантов и служит, как они считают, благим целям. Например, сайентологи при заманивании к себе людей используют так называемый «Оксфордский тест», с помощью которого предлагают определить основные внутренние проблемы человека. Реально же данный тест не имеет никакого отношения ни к психологии, ни к Оксфордскому университету.

«Загруженная» лексика

Язык человека определяет его мышление. Зная это, в сектах стремятся создать свой искусственный язык, понятный только членам секты. С помощью этого приема, человека вырывают из привычной для него культурной среды. Человек начинает ощущать, что его понимают только в секте, что за ее пределами он теряет способность понимать окружающих и общаться с ними на одном языке.

«Эзотерический разрыв»

«Эзотерический разрыв» – это порционный доступ к информации. Особенно наглядно эта практика осуществляется сайентологами, когда человек, проходя одни ступени обучения, не имеет представления о содержании других, что дает возможность подготовить адепта к приему той информации, которая в случае предоставления ее с самого начала была бы просто отвергнута.

Поиск «врага»

Человеку, занятому борьбой с врагами, некогда думать. Ненависть – это сильнейшая эмоция, которая занимает все мысли и чувства человека. Помимо того, на происки врагов можно «списать» все неудачи секты.

Психопатия лидера секты

Часто лидеры сект совершенно не испытывают боязни разоблачения своей лжи. Скорее наоборот – они уверены в своем умении обманывать. Как известно, такая самонадеянность и отсутствие боязни разоблачения являются признаками психопатической личности. Напомним, что к психопатическим чертам личности относятся также поверхностное обаяние, отсутствие раскаяния или стыда в своих поступках, антисоциальное поведение без очевидных угрызений совести, патологический эгоцентризм и неспособность к любви. Видимо, многие лидеры сект страдают отклонениями в психическом здоровье. Будем надеяться, что психиатры заинтересуются изучением данного вопроса и рано или поздно диагностируют сектантских лидеров.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В.Кондратьев отмечал: «Уже давно установлено, что в основе вовлечения в тоталитарные секты лежит психотехнология формирования DDD-синдрома (deception, dependency, dread – обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD-синдром соответственно включает в себя сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянном чувстве вины».

Модель преобразования психического мира по Курту Левину

Ставшая уже классической модель Курта Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. В сфере психического здоровья происходит как бы расщепление элементов психики человека, которые впоследствии складываются в новую личность. Курт Левин условно разбил свою модель на три части: «размораживание» – процесс разрушения личности; «изменение» – процесс идеологической обработки и формирования новой личности; «замораживание» – процесс укрепления новых личностных черт.

I. Размораживание

«Размораживание» (дезориентация, замешательство) состоит в дискредитации прежних жизненных ценностей и образа жизни человека. Нельзя разрушить прежнюю личность до тех пор, пока цел ее фундамент. Человеку начинают говорить, что то, чем он жил раньше, – это плохо, например, родители не заботились о нем, а просто стремились удовлетворить свои эгоистические амбиции, манипулируя им. Жена его не любила, а эксплуатировала. Друзья – обуза, они препятствуют его самосовершенствованию, так как не хотят, чтобы он стал лучше их.

Сенсорная депривация (ограничение) и (или) сенсорная перегрузка позволяют ввести человека в трансовое состояние и открывают возможность обращения к подсознательному, минуя сознание человека. Под сенсорной депривацией подразумеваются, например, различные формы медитации, задача которой – расслабить человека, ввести его в транс, что создает все условия для подсознательного внушения.

Сенсорная перегрузка состоит в перегрузке информацией: непрерывные лекции, сменяющиеся играми, песнопениями, медитациями, общением и так без конца и перерывов. Конечная цель – вызвать перегрузку восприятия человека, когда он потеряет способность осмысливать происходящее с ним и начнет воспринимать убеждающие сообщения без их критического анализа.

Физиологическая манипуляция включает в себя:
1. Депривацию сна. В сектах часто ограничивают время сна. Регулярное недосыпание ведет к уменьшению способности рационально мыслить, резко снижается способность к критическому анализу действительности, человек становится более внушаем.

2. Депривацию приватности: человек постоянно на виду, у него нет времени побыть в одиночестве, с помощью чего достигается несколько целей:

– облегчение контроля над личностью;

– отсутствие возможности уединиться вызывает стресс, тем самым снижается возможность критического мышления человека;

– процесс внушения новых ценностей не прекращается ни на минуту, что осуществляется путем наблюдения и копирования «правильного» поведения других членов секты.

3. Изменение диеты: организм оказывается в непривычных условиях, что облегчает процесс внушения, осуществляемый в секте. Снижаются способности рационального мышления.

Гипнотическое воздействие включает в себя:

1. Возрастную регрессию: адептов секты приучают к отношениям «отец – ребенок», например, могут заставить играть в детские игры, просить разрешение на совершение элементарных действий, задача – сформировать образ «ребенка» в человеке, чтобы его поведение и мышление были максимально уподоблены детским. Дети подчиняются авторитетам, прежде всего авторитету родителей. При этом родителей не выбирают, и авторитет их абсолютен, по крайней мере, для маленького ребенка. Поэтому любимый прием секты – имитация семьи: ее руководитель – «отец» или, если сектой руководит женщина – «мать», а все остальные – их «дети».

2. Визуализации: мысленное представление неких образов. Обычно осуществляется в форме медитации. С помощью этого приема, во-первых, вводят человека в трансовые состояния, во-вторых, занимают его время, чтобы его не оставалось на лишние, с точки зрения руководства секты, раздумья и критический анализ своих действий, в-третьих, с помощью этого приема внушают необходимые руководству секты идеи. Например, нужно мысленно представлять себе те несчастья, которые постигнут меня, если я покину секту, или, скажем, следующая медитативная тема: неужели я настолько глуп, чтобы верить в правдивость критики моей организации или моего «божественного» лидера.

3. Притчи и метафоры: размышление над бессодержательными текстами, в которых отсутствует всякая логика и смысл, является прекрасным способом разрушения рационального разума и прямой дорогой к открытию доступа к бессознательному. Меняется стиль мышления человека. Факты становятся менее важны, чем чувства и субъективные переживания.

4. Лингвистические двойные связи, использование внушения через слова-«ключи»: когда человек произносит определенные фразы и словосочетания, в его сознании включается определенная реакция. Например, Вы задаете вопрос: «Правда, что Ваш учитель торгует оружием?» Автоматически в мозгу адепта возникает заученный ответ: «Слава Богу – век святых». Цель – сделать любую критику секты недоступной сознанию человека. Цель любого внушения всегда одна – внушить идеи, необходимые тому, кто их внушает.

5. Медитации, скандирование, «моления», пение – все это вводит человека в трансовые состояния, влияющие на бессознательное, снижает способность к рациональному мышлению, занимает свободное время. Часто при медитациях включают специфическую музыку (медитативную или релаксирующую), которая, помимо расслабляющего действия, оказывает эффект ослабления ментальных способностей человека.

В результате всех этих действий человек вынужден поставить под вопрос личностную самоидентичность. Более того, в секте осуществляется переоценка прошлого человека (внушение фальшивых отрицательных, якобы имевших место до вступления в организацию, и забвение реальных положительных воспоминаний).

II. Изменение

Формально пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед и т.д., неформально – через общение с другими членами группы, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей соответственно, чтение книг и т.п. В числе техник изменения поведения можно назвать следующие:

1. Поощрения и наказания: есть только один пример для подражания – это лидер организации. Его копируют на всех ступенях пирамидальной иерархии организации. Если человек удачно подражает лидеру, то его повышают в иерархической цепи, что, прежде всего, приносит уважение других членов секты, если неудачно – понижают или наказывают другими способами: заставляют проводить ночные бдения, могут заставить принимать холодный душ, голодать, публично каяться перед всей организацией в своих «грехах» и т.д.

2. Блокировка мышления: достигается путем применения вышеописанных методов, которые не позволяют человеку принимать идеи, чуждые идеологии секты.

3. Контроль среды: тотальное доносительство всех на всех, если ты скрыл грех товарища, то взял его грех на себя. Секта стремится к абсолютной информационной прозрачности: все, что происходит в организации, должно быть известно руководству.

Помимо того применяется мистическая манипуляция, то есть любым событиям придается мистическое содержание: птица прокричала – значит, пора в дорогу, изображение «учителя» упало – наверное, я совершил какой-то грех, который прогневал «учителя».

Гипноз и другие техники изменения сознания:

1. Монотонные ритмические повторения.

2. Однообразное скандирование или пение, «моления», хуление, визуализации – все это приводит к погружению адепта в транс и производит те эффекты, которые связаны с трансовым состоянием.

Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности – вся исповедальная информация хранится и применяется для психологических манипуляций над адептом секты.

III. Замораживание

Постепенно новая самоидентичность укрепляется, в то же время от прежней самоидентичности избавляются с помощью:

1. Отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения контактов с друзьями и семьей: человека лишают альтернативы и любых потенциально опасных источников антисектантского влияния.

2. Отказа от жизненно важной собственности и передачи в дар секте денежных средств, что приводит к полной финансовой зависимости от секты (практикуется не везде), в большинстве случаев используется частичная финансовая зависимость (обычно адепт «жертвует» секте определенный процент от своих доходов).

3. Перехода к деятельности в пользу секты: вербовки, сбора пожертвований (фандрайзинга), сближения с другими адептами – человек живет только сектой, никаких других интересов и ценностей за ее пределами у него нет, он превращается в профессионального сектанта.

4. У адепта появляется новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья» – секта. Руководство образует пары с новыми ролевыми моделями, основанными на системе «приятельства».

5. Сектанту дают старшего «товарища», с которым адепт обязан советоваться во всех вопросах и проводить большую часть времени. Индоктринация (внушение) продолжается через практикумы и семинары в уединении от общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

23 + = 28

АРХИВ ГАЗЕТЫ